Phantom » 05 окт 2009, 22:53
Нарочито эпатажную и снятую в стилистике документального кино историю, выхватывающую несколько дней из жизни трех девятиклассниц, Валерии Гай Германики успели изрядно поругать и похвалить как критики, так и зрители. Ругали в основном за «грязь», чернуху и «так не бывает», невольно сравнивая картину с «Детками» Кларка, где речь шла о том же самом, но только про них, а не о нас. Мне, как человеку, окончившего школу десять лет назад и мало представляющего, чем живут сегодняшние старшеклассники, кино понравилось во многом из-за сцен, возрождающих в памяти моменты из школьной жизни.
В любом классе обязательно были любимчики и те, кого гнобили. Мы точно так же бухали в туалетах и на улицах. На танцполе во время дискотек всегда была огромная толпа пьяных, мало понимающих, что происходит, и агрессивно настроенных подростков. Подобные мероприятия всегда заканчивались либо массовой дракой, либо конфликтами локального масштаба, единственное отличие которых от сегодняшних заключалось лишь в том, что их никто не снимал на мобилу или мыльницу, чтобы потом выложить на «трубу».
Германика давит на реализм и драматизм, во многом используя почти документальную манеру съёмок. Однако первый элемент не работает, потому что кино наглядно демонстрирует – история описала полный круг: если раньше снимали и выкладывали на youtube свои видео, то теперь сначала смотрят ролики, а затем снимают под них. Именно поэтому одни из главных сцен фильма (хотя бы, та же самая драка или развод на колечко) выглядят, словно умело поставленный фэйк, или вирал, или подражание найденному на «трубе». Отсюда вытекает отсутствие глубины в драматизме. При такой операторской работе необходим либо оригинальный сюжет, подчиняющий себе визуальное решение, либо талантливые актеры, умеющие на ходу импровизировать или всецело вживаться в роль, а не мучительно вспоминать и старательно воспроизводить заученный текст.
«Все умрут, а я останусь», как признается сама Германика, специально перегибает палку в кульминационных сценах для большего сюжетного шока, но при этом посыл фильма правильный: когда отец одной из героинь в самой концовке говорит дочери, что через год всё пройдет. Вспоминая как хорошее, так и плохое из школьной жизни, понимаешь, что все проблемы, тогда казавшиеся неразрешимыми, сейчас вызывают улыбку и дают неплохой повод посмеяться при встрече школьных друзей.
Not bad for... a human.