«Плюс один»: маленький шаг для режиссера...
Все чаще в самых разных материалах о кино встречаются похожие мысли — о оторванности от современной жизни, как обычной так и культурной, отсутствии новых идей. Постоянно работающий со сценариями человек заметит что даже если бы государство захотело запретить неугодные вещи, то не смогло бы, по причине отсутствия хоть какого-то материала который стоит запрещать. Кинокритики рассуждают об интеллектуальной пустоте. Простые любители замечают что смотреть-то практически нечего. Интересующиеся кинобизнесом заметят что из сотен отснятых на госденьги фильмов до кинотеатров доходят десятки а окупаются единицы. Хотя строятся новые многозальники, народ ходит чаще и все больше фильмов побивают кассовые рекорды прошлых лет. А имеем в лучшем случае дорогостоящий аттракцион с кучей спецэффектов или вообще Груз 200 в прямом и переносном смысле. А ведь по идее искусство должно отражать актуальные идеи и проблемы, причем не для политиков, а для общества и людей. Рекомендации экспертов пугают «бывший спортсмен, получивший серьезную травму в автомобильной аварии, становится вором-карманником. Это единственный для него способ коммуникации с внешним миром» или «Молодой человек расплачивается за заказ, после чего девушка обнаруживает, что дверь заперта. Парень объявляет о планах сексуального насилия в отношении пленницы и тут же начинает предпринимать попытки реализовать замысел...». Это живые люди? Редкие исключения вроде «Острова» только подчеркивают общую картину. И сейчас их число увеличилось, хотя предмет разговора далек от религиозного накала детища Лунгина-Мамонова.
«Плюс один» второй фильм Оксаны Бычковой. Ее дебютный «Питер FM» умудрились окрестить аж «питерским гламуром» хотя там не было ничего от мира модных журналов, всетусовочно знаменитых псевдорепперов и прочего глянца, пусть даже и от именитых режиссеров. Светлая и идеалистичная, наполовину сказка, наполовину комедия и еще на какую-то часть история о Питере и современной молодежи. Изящная, с тонкой атмосферой и юмором крайне далеким от содержания нашего зомботелевидения. Естественно ее проигнорировали практически все. Что критики, восторгающиеся лубочным трешем о позднем СССР, что зрители воспитанные на Доме 2 и Комеди Клабе. Единственном примечательным фактом была огромная сумма потраченная на удивительно бездарную рекламу. Первый случай на моей памяти когда в трейлере умудрились проспойлерить концовку. Хватало и недостатков вроде не самого оригинального сюжета и нескладности отдельных частей. Но тем не менее один из очень немногих современных фильмов которые я с близкими хорошо помню и смотрел не один раз. Но вернемся в 2008.
Начало традиционно. Классическая переводчица Маша, закомплексованная, без чувства юмора в характерной серой одежде синего чулка. И колоритнейший кукольник Том из далекой Англии. Чудак, шутник и неиссякаемый фонтан свежих идей и розыгрышей. Нехватка переводчиков в агентстве и срочная просьба сопровождать его в течение месячного семинара в Москве. Вроде бы с сюжетом все ясно, тема старая с множеством шедевров вроде Амели. Однако фильм выдерживает сравнение. Здесь и огромное внимание к деталям, будь то бродящий за окном кот или его тень, выступления студентов, сны главной героини, детали того как Маша переведет «вы самые сумасшедшие идиоты из тех с кем я играл», «мы будем месяц придуриваться и самых больших придурков я возьму в свое шоу» или просто цвет носков. Неожиданные повороты событий в эпизодах. Тонкий юмор без малейшего налета пошлости. Очень красивый видеоряд. Оператор явно внимательно смотрел творения Кар Вая Вонга. Вместе с режиссером-сценаристом не забывая о приключениях Одри Тоту. Великолепнейшая актерская игра. И Мадлен Джабраилова и Джетро Скиннер действительно оживляют своих персонажей.
Сюжет уходит от штампа любовной истории из Питера. Больше внимания уделяя собственно жизни. Где хватает и драмы, и комедии и еще чего-то сложновыразимого. И самым обычным на первый взгляд людям, а не маргиналам. Серым и неприметным только для людей с излишком снобизма и высокомерия. Социуму не как тотальному кошмару, а вещи имеющий свои плюсы и минусы. И пронизывающему все и вся удивительно легкому и светлому настроению. Искренняя любовь автора и к миру и к своим героям чувствуется в каждой сцене. Временами к излишней идеализации и гипертрофированным образам. Наверное в этом и есть смысл фильма. Как выражаются дамы в инете «такой буки как Маша в начале просто не бывает». Но разве это не естественное продолжение сильных чувств? Здесь нет идеалистов в светлых одеждах и отрицательных персонажей. Но чень много интересных людей. Простой пример - считать ли все эпизоды с ментами карикатурой? Или наоборот восхвалением? Скорее все той же жизнью.
А еще здесь есть Москва. Безнадежно далекая как от непрерывного нытья офисного планктона на свою тяжелую жизнь, так и от официозной идеализации постсоветской заказухи. Показанная все так же легко и светло. И с тотальной реконструкцией домов и с характерным поведением водителей на дорогах. С четким осознанием того что невозможно любить за что-то, любят все просто так. Узнаваемых из жизни элементов множество. Ругань водителя на своих коллег заставляет живо вспомнить мои поездки по Москве. Бутылка некоего кисломолочного продукта без этикетки очень точно указывает на современность, удобная упаковка, но появилась только в последние годы. И дальше и дальше. Не липовое «не ищите правды жизни» в громких фильмах о суде присяжных который полностью не соответствует нашему законодательству, а незаметная повседневность без малейшей тени пафоса.
Я убежден что наше новое кино именно в таких незаметных фильмах. Которых не пиарят по всем утюгам и электрочайникам страны. Которые не замечает кинокритика за отстутсвием психопатов и маньяков. Но при этом цельных и самодостаточных. Где автор не боится оставить все реплики гостя из Англии на языке Шекспира. Ограничившись закадровым переводом. И при этом запросто побивая по его качеству спецверсию «Особо опасного» с его ужасающим в отдельных местах дубляжом (ну не может Фримен говорить таким голосом!). Не стесняется полностью игнорировать компьютерные спецэффекты, которые так нелепо смотрелись во второй Иронии при все своем техническом качестве. Обучает Джетро кукловодству и вообще получает просто осязаемое наслаждение от процесса вместе со зрителями. Кстате не забудьте дождаться конца титров. :) К сожалению пиар ( а в оригинале это связи с общественностью) опять чудовищен. Единственный убогий трейлер напоминает контрольную одиннадцатиклассника по информатике. Которому видимо рекламный отдел и поручил эту работу пропив выделенные деньги. Не удивляют и сборы в треть миллиона за первые выходные, неплохие для по сути авторского кино но никакие для мало-мальски массового. Это в Америке похожий по духу Джуно может произвести фурор, как и Амели во Франции. Но я смотрю фильмы по второму и третьему разу не из-за пиара и сборов. А вы?
год 2008
режиссер Оксана Бычкова
сценарий Оксана Бычкова, Нана Гринштейн
продюсер Елена Гликман
оператор Иван Гудков
время 96 мин
Джетро Скиннер
Мадлен Джабраилова
Павел Деревянко
Юрий Колокольников
Владимир Ильин
Кирилл Пирогов
Евгений Цыганов
Ирина Пегова
Мирослава Карпович
Максим Осипенко