Константин » 12 окт 2008, 03:05
Снимать биографию какой-либо исторической личности-дело очень непростое: здесь надо и зрителя развлечь и историчность соблюсти,а совместить всё это не всегда просто. А если речь идёт о такой личности,как Александр Васильевичь Колчак,у которого и без того насыщенная жизнь пришлась на один из самых страшных,сложных и противоречивых периодов в истории России,и который принял самое непосредственное участие в этих событиях,то становится понятным насколько сложная задача стояла перед малоопытным режиссёром Анреем Кравчуком. Ведь даже того,что происходило с Колчаком в период с 1916 по 1920 год хватило бы на приличный сериал,а Кравчуку нужно было запихнуть всё это в двухчасовой фильм,отразив при этом и личную жизнь Колчака, и ситуацию в стране с её революциями да Гражданской войной.
И всё говорило о том,что Адмиралъ-исторический эпос,снятый с размахом и за большие деньги: здесь нам и ботальные сцены на воде и суше, и трагедия в масштабах огромной страны, и любовный треугольник. Первые кадры фильма подтвердили,что он снят с притензией на что-то большое и значимое: Джеймс Кэмерон утрёт слезу умиления,если увидит,как старательно скопировали некоторые сцены из его непотопляемого Титаника. Планка поднята высоко,а раз так,то и спрос с режиссёра должен быть соответствующим.
И в Титанике и Адмирале мелодрама разворачивается на фоне трагедии. Кэмерон в своём фильме сначала показал красивую мелодраму,а затем красиво показал трагедию,во время которой мелодрама достигла своего апогея,превратившись в драму. Примерно такую же схему мы видим и в Адмирале: в перерывах между сражениями,во время балов и вечерних прогулок зародилась любовь между нашим адмиралом и Анной Тимиревой,а затем,когда начались известные события,эта любовь достигла своей вершины. Похоже-правда? Но такова биография Колчака и такая любовь действительно имела место быть. И эти отношения могли бы стать основой для красивой истории о любви не хуже,чем в Титанике. Ибо любовь здесь была крепка,как смерть. Но,на мой взгляд,именно мелодраматическая составляющая Адмирала стала самым не интересным,что есть в фильме,особенно в начале,когда отношения наших героем только начали развиваться-здесь только и оставалось что любоваться красотами декораций,костюмов да сценой в осеннем парке под проливным дождём в солнечную погоду. Возможно,проблема здесь в хронометраже фильма,не позволевшим раскрыть как следует отношения Колчака с Тимиревой,да со своей женой Софьей. А возможно проблема в Лизе Боярской,которая не смогла убедить в жертвенной любви своей героине к Александру Колчаку,проходив весь фильм с тем же выражением лица,которое мы уже видели в Иронии судьбы 2. Как бы там ни было,но мелодрама не самое лучшее,что есть в Адмирале,а ведь именно на этом был сделан акцент,если судить по слогану фильма.
Ну а что же с другой составляющей фильм-трагедией,охватившей всю страну? Конечно,до уровня Кэмерона далеко,но, всё же,с этим у Кравчука дело обстоит лучше. Размах географии(Петроград,Севастополь,Омск,Иркутск),натурные съёмки в Сибири,батальные сцены с обилием взрывов да оторванных конечностей сделали своё дело: было убедительно,страшно и,главное,что удалось донести-это бессмысленность происходящего,когда брат идёт на брата,русский на русского,православный на православного. Особенно сильно это было показано во время расстрела офицеров и когда солдаты во главе с Безруковым-Каппелем шли на верную смерть под музыку оркестра (помирать,так под музыку- где же это было?). В этом отношении фильм сделан очень достойно. Впрочем,до голливудского уровня,о котором часто пишут в комментах,ещё ох как далеко.
Похоже,что время,когда в фильмах о революции и Гражданской войны красные были безоговорочными героями,окончательно ушло. Теперь герои поменяли цвет и стали белыми. И Адмиралъ это прекрасно проиллюстрировал. Конечно и сам Колчак,и белые офицеры показаны идиализированными: здесь благородство,любовь к Родине,мужество,красивые поступки в виде выброшенного за борт кортика(который,кстати,водолазы потом достали и вернули Колчаку). Но мы должны понимать,что у всего этого была и обратная,совсем неприглядная,сторона,о которой в фильме ни слова. Хорошо,что хоть красных не выставили полными уродами. Однако,дать в кино объективную оценку тем событиям,видимо,в принципе не возможно.
Всё же, Адмиралъ стал заметным событием этой осени. Не всё удалось,не все возлагаемые на него надежды,оправдались,мнение зрителей разделилось. Андрей Кравчук пытался снять фильм о любви на фоне трагедии-очереная попытка сделать "не хуже,чем у них". Я не стану однозначно утверждать хорошая эта попытка или плохая-пусть каждый решит это сам для себя. Остаётся лишь пожелать зрителю,чтобы он смотрел хорошее Кино.
to be continued...