— Нет. Все на пленке осталось — это дорогого стоит. Платья и костюмы с картины выставлены сейчас в витринах кинотеатров по всей стране. Сделаны они достаточно качественно. Форма гвардейцев — самая настоящая, военная. Мой костюм идеален со всех точек зрения. Он немыслимой красоты, там есть шлейф, расшитый стразами. Посмотрите на него, и вы все поймете про качество.
Федор Бондарчук
http://www.profile.ru/items/?item=27771С тем что ситуация в массовом кино нашей родины, которое спецэффекты и приключения, сложилась не лучшая согласиться любой активный кинозритель. После бандитских 90-х, когда пытающимся выжить в хаосе было не до подобных прелестей цивилизации любые попытки возрождения некогда великого кинематографа воспринимались с огромной надеждой на лучшее. Пусть Ночной Дозор крив но первый блин... да и что вы хотите за деньги в 20-40 раз меньшие чем у голливудских конкурентов. Профессионалы от операторов до сценаристов уехали, переквалифицировались или просто вымерли с голодухи. А компьютерной графики раньше не было вообще. Научатся, наберутся опыта, денег-то вливают все больше... Дневной Дозор и 9 Рота шагнули далеко вперед по всем параметрам но на этом все и остановилось. Бекмамбетов уехал в заоблачные дали Фабрики Грез напоследок сняв знаменитый римейк, а у нас пошли Волкодав, Параграф, День Д и так далее, не считая изначально второсортных лент вроде Зеркальных Войн. История героической роты важна как первая работа Федора Бондарчукаи пример относительной внятности на общем фоне. Так что на новый мегапроект с гигантским для нас и даже по меркам Голливуда вовсе не микроскопическим бюджетом в 40 миллионов нерублей надежды возлагались большие. Особенно учитывая знаменитый роман в основе сюжета и обещания крайне масштабного и детально проработанного кино со своим уникальным миром.
Именно с этой стороной работы художников и сталкиваешься сразу по началу сеанса. Мегадизайн, великолепные костюмы и полностью чужое окружение особо подчеркивали во всех интервью, рассказах и рекламе еще до выхода. Если честно все это сделано просто ужасно. Вульгарность, неестественность, алогичность и пошлость далеко не исчерпывают список вертящихся на языке слов. Если же попытаться разобраться в чем дело то бросятся в глаза несколько очевидных моментов. Вроде речь идет о индустриальном мире тоталитарного общества. Ни для кого не секрет что в промышленности вид машин и техники прежде всего определяется их функциональным назначением. Вещь должна выполнять свою основную функцию, и если для костюма это будет вопрос стоимости и удобства, то для автомобиля, звездолета или военной техники игнорирование такого фактора может быть смертельно опасным в реальности. И полностью убивает любые ростки веры в происходящее и вживания в вымышленный мир. Возьмем звездолет в начале. Вопрос — зачем ему пучок длиннющих щупалец в непрерывном шевелении на корме. Мало того что они содраны с "Матрицы", но в ней они смысл как раз имели — были главным оружием роботов в ближнем бою да и просто рабочим инструментом. Почему автомобили включая самые элитные обшиты листовым металлом с наваренными на него водопроводными трубами? Таких шедевров множество: розово-фиолетовые стекла на шлемах спецназа или ярко-красные камуфляжные костюмы вооруженных смертников расчищающих джунгли от старой боевой техники (видимо чтобы никто не доагдался). Но все рекорды бьет нежно-розовый танк обшитый фанерой, тот самый на котором Максим уедет на юг. Киберпанк вперемешку с тоталитаризмом глазами Зайцева и Церетели.
Свободный полет фантазии имел бы смысл в рамках изначальной фантасмагории рисующий мир воображения и сказки. Но ведь и книга и фильм пытаются рисовать как раз прозу жизни. Только вот получается она в кино похожей на статьи в модном журнале для московской тусовки. Тотальная грязь и вычурность, непременно жрущие какую-то гадость жители в лохмотьях и одновременно прокурор-неизвестный отец в исполнении Бондарчука, носящий шлейф с массой стразов длиной в духе "мечта любой невесты". Но и это еще не все, как говорят в рекламе! Его жилище больше всего напоминает церковь, точнее один сплошной иконостас или склад свеженаграбленных из музея экспонатов. Количество всевозможных безделушек, золота, роскошных тканей и орнаментов просто поражает. После чего уже не удивляешься его манерному стилю разговора «а-ля трансвестит» и тому что ванну он принимает в халате и нижнем белье. В принципе можно умом понять что авторы хотели сделать нечто яркое и запоминающееся вот только делали это не Бертон или дель Торо а наши творцы рекламы для телеканалов и знатоки московского гламура.
Но при всей силе впечатлений от дизайна, актерская игра таки приводит в настоящий шок. Внешне Василий Степанов очень хорошее попадание в образ Камерера. Вот только у него действительно одно и то же выражение лица в двух вариантах — с улыбкой и без, для практически 90% ситуаций от допроса у чекистов или расстрела осужденных до разговора наедине с любимой девушкой или заказа еды в ресторане. Диалоги тоже хороши
«Я Максим. - Мак-Сим. - Максим! - Мак... - Ага! - Сим... - Да! - А я Рада... - Рада! - Ра-да... - А я Максим! » и это при том что в отличие от книги с языком у землянина проблем нет из-за нанопереводчика. Для тех кто рассказывает про точное копирование оригинала приведу цитату
«Максим галантно прикоснулся пальцем к кончику своего носа и произнес: «Максим». Девушка с изумлением посмотрела на него, словно только теперь увидела. Она была так мила что Максим невольно улыбнулся до ушей, и тогда она тоже улыбнулась, показала себе на нос и сказала: «Рада». «Хорошо» - сказал Максим — Ужин». Напомню по книге герой знает всего 30 слов незнакомого языка на описываемый момент. А в кино подобное везде: напыщенность и полная неестественность об руку с выспренностью. Нон-стоп. И дело не в Степанове, а в сценаристах и режиссере. Рада Гаал в исполнении Юлии Снегирь вполне симпатичная девушка, но оживает только в редких моментах естественного поведения, будь то шутка или одергивание брата. А так все тот же пафос и пустота. На форумах уже рассказывают про то что Максим просто из другого мира и не понимает что происходит. Но так долго ничего не понимать может только полный идиот. Большое количество крупных планов только усиливают чувство неловкости за актеров которым приходится изображать на лице подобное. То же можно сказать и о персонажах второго плана, выделяется только действительно жуткая Анна Михалкова после которой прототип ее персонажа в лице Новодворской уже не кажется столь отвратительным. Луч света только Серебряков-Странник да и то местами весьма странноватый.
Главное достоинство сюжета в том что роман Стругацих не переврали. В целом его канве следуют почти дословно, настолько что это становится скорее недостатком. Чем отличается экранизация от литературного оригинала? Разными выразительными средствами. Кино очень хорошо показывает внешний мир описание сцены и выражения лиц растянется на десяток страниц но уложится в секунду экранного времени. Текст же идеально подходит для отображения мыслей и чувств, внутреннего состояния. Показать размышления героя на экране не просто долго, сложно и нудно, но и зачастую невозможно. Не будешь же весь фильм закадровым голосом начитывать мысли персонажа. Приходится отображать их через действие и диалоги. Чего в фильме практически нет и герои регулярно выглядят полными идиотами. Возьмем самое начало. Корабль приземляется. Максим ошалело оглядевшись по сторонам надевает пояс и выходит наружу, после чего долго смотрит на пейзаж с холма. Даже если бы сценаристы не проигнорировали что
« Метеоритная атака в стратосфере, вероятность - ноль целых ноль-ноль.. Но ведь всякое возможное событие осуществляется... Максим просунулся в кабину, переключил управление на авторемонт, задействовал экспресс лабораторию и направился к реке», что в книге корабль не думал взрываться сам по себе, был в безопасном состоянии а человек и светлого коммунистического будущего и подумать не мог о том что его взорвут люди... Все равно зритель увидит просто тупо стоящего над обрывом человека и никогда не узнает что он думает<em>
« У нас в ГСП даже приключения рутинные. Метеоритная атака, лучевая атака, авария при посадке. Авария при посадке, метеоритная атака, лучевая атака... Приключения тела. (…) Взрослые солидные люди в Группу Свободного поиска не идут. У них свои взрослые солидные дела, и они знают, что эти чужие планеты в сущности своей достаточно однообразны и утомительны. Однообразно-утомительны. Утомительно однообразны.. Конечно если тебе двадцать лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что тебе хотелось бы иметь, если ты не научился еще ценить главное свое состояние — время». </em> В результате чего герой выглядит не совсем здоровым человеком даже без неизменной улыбки.
Сама книга изначально была приключенческим романом для молодежи и имела массу нестыковок. В фильме они все вылезли наружу постеменно превращаясь в полный маразм. Рада рисует солнечную систему и слушает объяснения Максима про третью планету которая земля а через десять минут рассказывает про космологию мира на внутренней поверхности сферы со светилом внутри и бесконечной твердью снаружи. Корабль подбивает не ракета как в книге а классический метеорит на орбите от которых так и не изобрело защиты человечество, не боящеея отправлять в неизвестность недоучившихся студентов в одиночку. Во время аварии Максим разговаривает по аналогу телефона с бабушкой, но тем не менее об произошедшем так никто и не узнает. Хотя по логике вещей известно и точное время до минут (по обрыву связи) и местоположение (сигнал то не в никуда шел), да и услышавшая катастрофу в прямом эфире бабушка должна всех просто на уши поставить. В отличие от наших киношников Стругацкие свое дело знали и умели писать обходя откровенно ломающие все вживание в происходящее нестыковки или их маскируя.
Идейная основа после всех упрощений и глюков вырождается пародию на не отличавшуюся глубиной схему оригинала. Башни сейчас далеко не экзотика вместе с зомбирующим облучением, наш мир далек от светлого будущего Полдня и достаточно просто включить телевизор чтобы увидеть гораздо более мощную и совершенную систему. Неважно ОРТ это будет или CNN. Хозяева и цели разные, а суть одна. Нынешние неизвестных отцы законно избранные демократические лидеры цивилизованных стран борящиеся за всеобщее благо, а их противники кровавые террористы, нарушителями прав человека и уничтожители своих народов, а также угроза другим. И никаких таинственных излучений с неизвестным науке воздействием на физиологию. Критическое мышление давится гораздо проще и что гораздо хуже нет никакого центра а уничтожение одного источника лишь усиливает его конкурентов. Мир Острова будет откровением только для юных и наивных хотя бы в душе зрителей, которые не догадываются оглядеться вокруг и задуматься над увиденным.
После этого крайне низкое качество компьютерной графики уже не вызывает удивления. Бюджет не так уж мал даже для Америки, а процессорное время дешевеет с каждым годом. Но на экране мы видим уровень первого Дозора или если угодно Волкодава. Крайне размытая картинка, трехмерные вставки резко отличаются от обычного окружения да и выглядят крайне странно, часто напоминая сцены из бюджетных компьютерных игр. Даже рушащаяся Москва и катание красной машинки по стенам в Дневном Дозоре было гораздо симпатичнее. Отдельный писк моды это голованы в пластиковых масках и крайне ненатуральных костюмах. Вспоминается кот Бегемот и Мастера и Маргариты Бортко но там он был гораздо симпатичнее в силу наличия художественного вкуса у авторов. Операторская работа местами ничего, но все родовые болезни нашей киноиндустрии никуда не делись. Трясущаяся камера это не самоцель, а средство для подчеркивания хаотичной атмосферы схватки, использовать ее надо умело и осторожно, а не пихать в самые неожиданные места. Отдельно интересенэротизм в фильме. Бондарчук вообще любовь понимает своеобразно, на уровне Белоснежки из 9 роты. В данном случае как и в книге и в СССР секса нет... И действительно впечатляющую фигуру Юлии-Рады мы увидим только в очень скромном платье, других женщин в принципе и нет. Но зато полуголых мужиков крупным планом и в разных ситуациях будет множество. И мучающихся в ванне как прокурор и в дружеской потасовке Гая с Максимом. Собственно аналогично и закончится первая часть, игра уже вроде взрослых мальчиков на броне все того же розового танка медленно уходящего в закат. Честное слово — я бы такого придумать просто не смог даже в сильном подпитии. Положительные воспоминания сводятся к немногочисленным статичным пейзажам. Кстати знаменитого эффекта вогнутости нет и в помине, одно фосфорецирующее небо.
На выходе из зала задаешься только одним вопросом — как же такое получилось и куда ушли деньги. Рассуждать о том что убого все наше кино могут только невежественные идиоты не смотревшие Остров, Плюс Один, Русалку, фильмы Рогожкина Звягинцева и Учителя. Да хотя бы и 12 Михалкова. Вроде даже чувствуется стремление сделать что-то хорошее, скажем запоминающийся надолго визуальный стиль... от которого остался один только симпатичный шрифт. Похоже суть все в том же тотальном непрофессионализме и клановости как основной черте современной России. Когда значение имеет не то что и как ты умеешь делать, а кто твой папа и знакомые. И почти все в итоге сводится к распилу бабла: нефтяного, газового, государственного, кредитного. Недаром все стоящие фильмы авторские, малобюджетные и малоизвестных режиссеров. Да и финансирование получившие случайно на фоне тех 170 фильмов попавших в раздачу государственного миллиона нерублей на проект только в прошлом году. Свой вклад вносит и еще одна беда нашего народа под названием интеллигенция. Основные черты которой это самомнение, уверенность в собственном праве учить других гармонично сочетающиеся с невежеством и провинционализмом. Последний это прежде всего постоянный комплекс неполноценности и стремление продемонстрировать свою уникальность и креативность любой ценой. Отсюда и идет надрыв в повседневных ситуациях и стремление к символизму в самых неожиданных и неудобных моментах вроде того же розового танка или шлейфа со стразами. Ну или вычурных ниндзя вместо городских бандитов или абсолютно неживых диалогов. Ну хочется показать духовность и романтику, а а традиционный метод с помощью актерской игры, операторской работы и диалогов одновременно сложен, трудоемок и и соверешенно не отражает весь гигант таланта автора. В итоге получается замкнутая система вывернутого наизнанку мира в который и попадает Максим. Вряд ли авторы рассчитывали показать в своем творении всю систему нашей официальной культуры. Но у них это неплохо получилось.
«Обитаемый остров, фильм первый», 2008
По одноимённому роману братьев Стругацких
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
Сценарий: Эдуард Володарский, Марина Дяченко, Сергей Дяченко
Оператор: Максим Осадчий
Композитор: Юрий Потеенко
Продюсеры: Фёдор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудковский
В ролях: Василий Степанов (Максим), Юлия Снигирь (Рада), Пётр Фёдоров (Гай), Алексей Серебряков (Странник), Фёдор Бондарчук (Прокурор), Михаил Евланов (ротмистр Чачу), Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин, Юрий Цурило, Алексей Горбунов, Сергей Мазаев, Кирилл Пирогов, Максим Суханов (Папа), Александр Феклистов, Евгений Сидихин, Михаил Пореченков, Даниил Спиваковский, Андрей Панин и другие.