Period » 17 мар 2008, 21:48
Интервью, данное Джорджем Ромеро корреспонденту МК (неотредактированная версия)
Как вы относитесь к тому, что на многие ваши фильмы сняты римейки? Не обидно?
Знаете, если быть честным до конца, разумеется, иногда думаешь: "Почему мне никто не позвонил?" Но на самом деле всё не так страшно. Мои фильмы - это мои фильмы. Я знаю, что они разные. Я не пытаюсь составить конкуренцию "Бэтмену" или "Войне миров". Я снимаю кино по другим соображениям. Поэтому у меня нет чувства... Нет, правда, я не испытываю досады. Лишь на мгновение посещает какое-то негативное чувство, когда понимаешь, что кто-то "национализировал" твою идею, сюжет твоего фильма. Но это - сиюминутное чувство. Ведь я в кинематографе уже очень давно. Сейчас я здесь в Москве. И зрители хотят видеть меня здесь. У меня было удивительное приключение длиной в 40 лет! Так чего же мне жаловаться? Это - потрясающе! Само это осознание - потрясающе! Кроме того, мои фильмы достаточно оригинальны, они - сами по себе. Знаете, Стивена Кинга часто спрашивают: "Что вы чувствуете, зная, что Голливуд коверкает ваши книги?" На что он отвечает: "С моими книгами всё в порядке. Вот они все, стоят на книжной полке". Так что, наверное, я чувствую что-то похожее. Это - мои творения. Я доволен ими, я горжусь ими. Если кому-то хочется снять что-то подобное, - Бога ради!
Что вы думаете о новом поколении режиссёров?
Я обожаю подрастающее поколение, пробующее себя в кинематографе. Когда я выбираюсь на какое-нибудь мероприятие, молодёжь суёт мне кассеты со своими фильмами: "Старик, я тут фильмец заснял". Я их беру и отсматриваю... Начать с того, что они все - о зомби. Ну и там нет ничегошеньки, кроме крови и разбросанных внутренностей. Крайне редко мне попадается фильм, в котором прослеживается некий глубинный смысл. К сожалению, я полагаю... Я всегда считал, что в любом проявлении искусства есть люди, которые действительно посвящают себя ему, а есть - многие другие, кто лишь выдаёт себя за людей искусства. Не хочу сказать, что я лучше всех - мне действительно нравится кое-что из того, что попадает мне в руки. Мне нравится и то, что есть много подражателей. Но, к сожалению... Во-первых, люди, которые хотят снимать кино, берутся за это с ошибочными мотивами.
Деньги?
Деньги. Успех. Слава. Что угодно. Всем этим людям я хочу сказать: "Это не так просто!" Как бы то ни было, иногда попадаются... Два или три раза мне попадались интересные работы у новичков, с некоторыми я до сих пор поддерживаю контакт! Один парнишка сделал прекрасный фильм. Необычный фильм. Он назывался... Внимание... "Синий кирпич". В стене здания, сложенного из красного кирпича, заложен один синий. И этот синий кирпич начинает удивительным образом влиять на владельца дома... Я не буду рассказывать весь сюжет, но, как бы то ни было... Это была замечательная короткометражка! Удивительный фильм, который мне всучил какой-то парнишка. Я сразу же ему отписал и мы переписываемся до сих пор. Я стараюсь его поддержать.
Так что я очень тепло отношусь к молодёжи. Вообще, будущее за молодыми, а не за мной. Поэтому надеешься... Хочешь сделать что-то, чтобы хотя бы вдохновить других, но как им объяснить... Особенно это касается меня. Ведь люди воспринимают меня, как мистера "Кровь и Кишки". Большинство тех, кто меня знает, воспринимают меня, как мистер "Кровь и Кишки", "Запёкшаяся кровь". Именно за это меня и знает подавляющее большинство. Большинство не ищет политический или социальный подтекст. Они говорят: "Да, нам нравятся фильмы, которые снимает этот мужик!" Есть целый журнал, посвящённый запёкшейся крови. Он так и называется - "Gore". К сожалению, большинство моих подражателей только это и интересует. Я говорю: "Погодите минутку. Придумайте историю. Продумайте её. Выберите тему. Сфокусируйтесь..." Это всё не так просто.
Можете ли вы анонсировать, что будет в следующей картине?
Нет.
А что так?
Кое-что я анонсировать, пожалуй, могу. Только часть, поскольку у меня идея пока на уровне темы, но только для вас. Только здесь и сейчас. Сейчас ведутся переговоры о возможных съёмках продолжения "Дневника мертвецов". Ключевой особенностью "Дневника" является относительная дешевизна для инвесторов. Это сообразно сказывается на кассовых сборах, фильм приносит баснословную... Ну ладно, просто не малую прибыль. В воображении я уже сформировал общую концепцию сиквела. Сюжет у меня есть. И у меня есть тема. Это будет продолжение темы средств массовой информации. Но пока что у меня не было шанса осуществить эту задумку. Первое, что меня настораживает в плане обращения к "блогосфере"... Не знаю, как это объяснить побыстрее...
Все обвиняют СМИ в отклонении в ту или иную сторону. Дескать, "эти - с правым уклоном, а те - с левым". Блоггеры уже не отклоняются. Они навязывают свою точку зрения. Занимаются своеобразным рекрутингом. Их позиция: "Я - ПРАВ! И играть будем по моим правилам!" И я думаю, что это очень опасная ситуация...
Так что тематика фильма будет такая. Люди попавшие в мир зомби, будут пытаться создать свои армии, сформировать свои небольшие нации, используя для общения Интернет. Надо ещё будет добавить... В "Дневнике" я не уделил должного внимания религии. Особенно это оценят в Северной Америке. Скорее даже в Штатах, не в Канаде, где я сейчас живу. Там религия действительно имеет колоссальное значение для людей. Так что на этом тоже нужно будет сыграть. У меня есть ещё некое настроение, до конца не сформировавшееся. Я пока не знаю, я не определился пока, стоит ли продолжать в режиме "от первого лица" или возвращаться к панорамной съёмке.
Вы делаете зомби умнее с каждым последующим фильмом. Сцена с винтовкой. Когда в руки зомби попадает М-16. Он ведь стреляет?
В "Земле" стреляет. В "Дне мертвецов" в руки зомби попадает пистолет. Он смотрит на него некоторое время, словно вспоминая, что это такое. И потом наставляет этот пистолет на главного отрицательного персонажа, военного, который расстреливал зомби. И в финале он уже стреляет.
Таким образом, зомби становятся умнее...
Они помнят больше. Не знаю, насколько они умнеют. Сомневаюсь, что они смогут обыграть вас в шахматы.
Это я и имел в виду. Что станет с мертвецами в последующей серии?
Для этого нужно проследить прогресс зомби. Уже в "Рассвете мертвецов" они начинают по иному смотреть на окружающий мир. В "Дне мертвецов" есть зомби, которого я считаю самым умным из всех, которых я когда-либо снимал. Но у него есть наставник. Учёный, который пытается его всему научить, как если бы он работал с орангутаном. Для учёного победой будет: "Этот орангутан понимает 400 слов!" Я говорю именно о таком интеллекте. Я никогда не хотел быть похожим на Ричарда Матесона, который создал некое подобие организованного интеллектуально развитого сообщества зомби. Это не моё. В разговоре с вашим коллегой я уже упомянул, что не знаю, как закончить эту историю. И уж точно не хочу оказаться в финале. Они нападают на людей по собственной... глупости. Не думаю, что зомби могут победить. Потому что в этом случае у них очень скоро закончится еда и они вымрут. В общем как-то так.
А в "Земле мертвецов" у трупа в руках оказывается пулемёт, но он не понимает, что же это такое? И когда он впадает в ярость, именно злоба заставляет его сжимать пальцы. И раздаётся выстрел. Вот тогда он и вспоминает, что это оружие. И начинает прицеливаться. Я бы хотел зафиксироваться в этой зоне. Не хотел, чтобы зомби прогрессировали дальше. Достаточно! Помнить человеческое... состояние - этого более, чем достаточно, чтобы показать жестокость зомби. Это всё, что им требуется знать: "Я помню, как причинить боль другому".
Так хотят ли они вернуться в своё человеческое обличие? Смысл в этом?
Сомневаюсь, что они ХОТЯТ. Ребёнок хочет? Они же как дети! Как шимпанзе. Не думаю, что их желания уходят настолько далеко. Чего-то они хотят, но это на уровне шимпанзе, которая тянется к банану.
Никто не знает...
Нет.
Каким вы видите будущее жанра в целом? То есть, сейчас, когда ежедневные новости бывают страшнее, чем любой ужастик.
Кроме шуток. Начать с того, что я уже давно не снимал ужастики. Мои герои - скорее, герои комиксов, а не фильмов ужасов. Трудно представить себе, что в реальной жизни кто-то к тебе подбежит и оторвёт голову. Конечно, новости в СМИ были для меня куда страшнее. Самый ужасающий момент в моей жизни, когда я узнал... Когда диктор на ТВ сказал персонально мне, что у вас, ребята, появилась атомная бомба. Я был пацаном, что-то около 10 лет. Это был самый страшный момент в моей жизни. Потому что вы, ребята... У нас выпускались пропагандистские комиксы.
Проклятые политики...
Именно! Нас постоянно этим пичкали: "Там - наши враги!" И мы были перепуганы насмерть. Есть много различных аспектов в нашей жизни, которые пугают: междоусобицы... Вот это меня пугает... Трайбализм, религиозный фанатизм, национализм, запредельный национализм. Всё это не позволяет нам стать... Ведь мы живём на очень маленьком шарике.
Одна большая дружная семья?
Должны быть ею!
Вы упомянули, что дружите со Стивеном Кингом. Не могли бы вы рассказать подробнее о нём и о семье Ардженто?
Стивен Кинг... Во-первых, мы с ним похожи. Он не живёт в Нью-Йорке или Голливуде. Он живёт в Мэне.
Город Касл-Рок?
Не думаю, что Касл-Рок - реальный город. Это ЕГО город.
Обычный заурядный домосед. Но он замечательный. Он даже создал свою рок-группу с другими авторами, как, например, Эми Тань. Он классный. Выкупил долю "Бостон Рэд Сокс" - обожает бейсбол. Я бы и сам был не прочь выкупить долю "Рэд Сокс"... И при этом обычный парень. Самая характерная особенность Стивена в том, что он разговаривает "главами". Он говорит так, как пишет. И пишет, как говорит.
Должно быть, очень интересный собеседник...
Так и есть! Вы знакомы?
К сожалению, нет.
Удивительный человек. Дарио - полная противоположность. По натуре - дервиш.
Есть ли человеческое качество, которое вы бы не могли бы описать через взаимоотношения людей и зомби? То есть, в ваших фильмах находится место всему: любовь, доверчивость, сострадание, верность, надежда... Всё! Вы можете передать через ужас буквально всё.
Это интересная идея. Сперва, когда вы только начали задавать вопрос, я подумал ответить: "Любовь", но вы уточнили. И возвожно вы правы. Может быть можно передать даже любовь. Или, по крайней мере, какую-то симпатию. Не знаю, может ли быть настоящая любовь между человеком и зомби. Но симпатию выразить можно. Наверное, можно...