Кошмар на улице Вязов / A Nightmare On Elm Street
Режисcер: Уэс Крэйвен
В ролях: Роберт Инглунд, Хезер Лэнгенкэмп, Джонни Депп, Джон Саксон, Рони Блэкли, Аманда Уайсс, Хсу Гарсиа, Чарльз Фляйшер, Джозеф Випп, Лин Шэй,
Сценарий: Уэс Крэйвен
Продюсер: Джон Берроуз, Роберт Дьюделсон, Сара Ришер
Оператор: Жак Хэйткин
Композитор: Чарльз Бернштейн
Жанр: ужасы
Бюджет: $1 800 000
Слоган: A scream that wakes you up, might be your own...
Рейтинг: MPAA R
Время: 91 мин
О чём: Безжалостный убийца Фредди Крюгер является подросткам Тине, Нэнси и Гленну. когда - то он в реальности убивал детей, но был сожжен людьми из этого городка в местной бойлерной. Материализуясь в сознании юнных героев, Фредди продолжает совершать свои жестокие преступления.
О фильме
В каждом жанре есть основополагающие фильмы. Если задаться целью отыскать корни молодежного хоррора, то придется вернуться в конец 1970-х и начало 1980-х. Совершив прыжок во времени, рано или поздно мы уткнемся в «Хэллоуин», «Пятницу 13-е» и «Кошмар на улице Вязов». Каждый из этих фильмов оброс нескончаемыми продолжениями. Но если первая из вышеперечисленных картин во многом является родоначальником жанра в том виде, в котором он возрождался и умирал на протяжении последних тридцати лет; то «Кошмар» стал необходимым толчком для нового витка развития молодежных фильмов ужасов в середине 1980-х гг.
Уэс Крэйвен выбрал совершенно беспроигрышную идею для своего фильма: люди всегда пытались истолковать и объяснить свои сны. А что если сон перерастет в нечто большое? Что если ты погибаешь во сне, то умираешь и в реальном мире? Какой бы кошмар нам не снился, мы всегда просыпаемся за мгновение до того, как с нами случится нечто плохое и непоправимое. Но что произойдет, если мы не сможем проснуться? Что если наши сны будет контролировать кто-то другой?
Практически любой фильм данного жанра можно условно поделить на три акта. Первый – это игра со зрителем до того момента, когда убийца появляется во всей своей маньячкой красе. Здесь важно заинтриговать зрителя, кинуть ему приманку для неминуемого просмотра оставшегося хронометража. По началу Крэйвен предпочитает не показывать Фреда Крюгера, а лишь посматривает на него украдкой: то глазик мелькнет, то перчатка с коготками, то голос закадровый прозвучит. Зритель заинтригован.
Когда произошло эффектное первое убийство (ползание Тины по потолку и её последующее потрошение вышло крайне запоминающимся), и маньяк представлен зрителям, режиссеру предстоит еще более сложная задача: не растерять на пути к финалу интригу и напряжение. Уэс создал эффект непрекращающейся паранойи и стер границу между реальностью и сном. Чем дольше не спит Нэнси, чем больше вызревает в ней страх, тем больше зритель погружаются в атмосферу нереальной реальности.
И, наконец, акт третий – финальная схватка жертвы и убийцы, когда они сойдутся лицом к лицу, и лишь один из них доживет до финальных титров. Но здесь важна не столько последняя погоня и неминуемая перемена ролей: когда преследователь становится преследуемым, сколько момент убийства любимого парня героини, после чего ей уже будет нечего терять. Кровавый гейзер из молодого Джонни Деппа не то что справился с поставленной задачей, он её перевыполнил настолько, что при просмотре других тин-хорроров схожий сюжетный твист невольно сравниваешь с изобретательностью данной сцены.
Вдобавок, именно в этом фильме Уэс Крэйвен создал новую икону злодеев – Фредди Крюгера, одного из самых эффектных и запоминающихся маньяков со своим неповторимым орудием убийства: у Кожаного Лица была пила, у Майкла Майерса – нож, у Джейсона Вурхиса – мачете, у Фредди – перчатка с лезвиями и безграничный контроль над человеческими снами.
В 1984 году вряд ли кто мог предположить, что фильм получит шесть продолжений и сериал; карьера Уэса Крэйвена пойдет в гору; Джонни Депп из паренька, случайно попавшего на пробы фильма, впоследствии превратится в голливудскую мега-звезду; через несколько лет о Хезер Лэнгенкэмп забудут практически все; а Роберт Инглунд построит всю свою карьеру вокруг отрицательно персонажа данной картины. Пересматривая фильм, всё это не так уж важно. Главное – Уэс Крэйвен создал кино, навечно вошедшее в золотой пантеон тин-хоррора.