Phantom » 11 ноя 2005, 23:45
«Зловещая темнота» (интересно – почему не «Спуск»?) возникла на моем собственном киногоризонте где-то в начале лета: то тут, то там появлялась информация, что Нил Маршалл снял факин’ страшное кино, которое запугает всех подряд. Кто такой Нил Маршалл – я, честно говоря, не знал. Посмотрев его фильмотографию, увидел там «Псы-войны», фильм, который многие хвалят. «Псов» я не смотрел, поэтому не имел ни малейшего понятия, чего ждать от «Темноты»…
Потом вышел фильм. И началось. Британские издания, словно сговорившись, начали раздавать фильму самые высокие оценки (или чрезвычайно близкие к ним). Некоторые даже заявляли, что в жанре ужасов «Зловещая темнота» для современного британского кино – то же самое, что «28 дней спустя» в жанре зомби-муви. Более того, поговаривали, что новый фильм Маршалла – ни много не мало лучший британский хоррор за последние десять лет. И вообще, после просмотра зрители, как минимум, выйдут из кинотеатра, запуганным до чертиков.
Посмотрев фильм, могу с полной ответственностью заявить, что большинство подобных отзывов и рецензий недалеко ушли от истины. В том, что будет страшно, можете не сомневаться.
Итак. 6 девушек. Одна большая пещера. Нет выхода. И что-то живое, прячущееся в темноте…
В первые сорок минут картины особо ничего не происходит. Нил Маршалл никуда не спешит. Да ему и не зачем спешить: у него ведь есть вторая половина фильма, где всё начнется и закончится. А пока режиссер неспешно знакомит зрителей с главными действующими лицами: нам не так уж много о них рассказывают, но по отдельным комментариям можно без проблем составить представление о каждой из шестерых девушек. Но уже здесь, где-то в самом начале, закрадывается нехорошее чувство, что в следующую минуту случится что-то ужасное и непоправимое.
Режиссер не скрывает методов, которыми будет пугать зрителей: клаустрофобия, темнота и паника действующих лиц. Что из этого страшнее – сказать трудно. Фильм, в отличие от большинства себе подобных, не старается показать персонажей какими-то суперменами и крайне умными людьми. Здесь всё будет наоборот. В критической ситуации никто не будет друг другу помогать, никто не будет разрабатывать каких-то хитроумных планов по выходу из сложившейся ситуации, никто не будет толкать пафосные речи… Нет, всё будет намного проще. Страх, забравшийся невероятно глубоко в души и мысли персонажей, будет гнать их в неизвестном направлении, главное подальше от угрозы. Поступки девушек сведутся до примитивных инстинктов – убей или убьют тебя. Перед тобой есть только одна задача – выбраться отсюда. Неважно, какими способами. Если для этого потребуется бросить какого-либо из твоих друзей – брось, потому что на твоем месте они поступили бы точно также.
Нил Маршалл прекрасно чувствует, что зритель ждет от фильма, и как его нужно пугать. Он не будет показывать нам диковинные повороты сюжета, они здесь абсолютно не нужны. Фильм идет одной прямой дорогой, никуда не сворачивая. Даже персонажи умирают почти по всем законам жанра. Но на это абсолютно не обращаешь внимание, так как фильму удалось сделать то, что в последнее время крайне редко получается у представителей данного жанра, - запугать зрителя до ужаса. Клаустрофобные планы, практически нулевое освещение и страх перед тем, что скрывается в темноте, давят на зрительскую психику, как каток на только что положенный асфальт. После такого, появление зверушек воспринимается чуть ли не с облегчением. И пускай живность нам показывают, либо, используя сверхкрупные планы, либо вскользь – промелькнет что-то на пару секунд и снова исчезнет в темноте. Такой прием никак не вредит фильму, наоборот, к этому времени изможденное человеческое воображение начинает рисовать совсем уж какие-то дикие картины.
А дальше, в своей заключительной трети, фильм потеряет всякие тормоза: клаустрофобия станет еще клаустрофобней, темнота станет еще темнее, кровища зальет весь экран, а оставшиеся в живых устроят последнее тотальное побоище, где в ход пойдет всё, начиная от кирки и камней, и заканчивая собственными челюстями…
Нил Маршалл, вне всяких сомнений, сделал эталонный хоррор. Ну, если не эталонный, то очень близкий к этому. Оказалось, что для этого нужно не так уж много: незамысловатый сюжет, минимальное количество действующих лиц, отличная операторская работа, пугающий до жути звук, непередаваемая атмосфера ужаса, и, конечно, режиссерский талант.
Итого: всем почитателям и недоброжелателям фильмов ужасов смотреть обязательно. Такие фильмы появляются раз в несколько лет, и пропускать их никак нельзя.
Not bad for... a human.