Крик / Scream
Год: 1996
Режисcер: Уэс Крэйвен
В ролях: Дэвид Аркетт, Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Скит Ульрих, Роуз МакГоун, Мэттью Лиллард, Джэми Кеннеди, В. Эрл Браун, Дрю Бэрримор,
Джозеф Випп
Сценарий: Кевин Уильямсон
Продюсер: Стюарт М. Бессер, Кэри Вудс, Марианн Маддалена
Оператор: Марк Ирвин
Композитор: Марко Белтрами, Ник Кейв, Моби
Жанр: ужасы, триллер, комедия
Слоган: Someone has taken their love of scary movies one step too far. Solving this mystery is going to be murder.
Бюджет: $14 000 000
Мировая премьера: 18.12.1996
Рейтинг MPAA: R
Страничка фильма на imdb
На дворе 1996 год. Некогда популярный жанр молодежного слэшера влачит жалкое существование. Все громкие премьеры остались далеко позади. Старые проверенные монстры либо прекратили свое существование, либо изредка появляются на киноэкранах, чтобы выжать хоть сколько-то денег из некогда популярных франчайзов, и в который раз вызвать негативные отзывы фанатов. И вот в конце года на свет появился «Крик». В фильме снялись на тот момент мало известные или вообще неизвестные актеры, сценарий написал дебютант, но зато режиссером выступил человек, съевший собаку в этом жанре – Уэс Крэйвен. В итоге, фильм заработал в мировом прокате $173 миллионов. Для $14 миллионной картины сборы более чем внушительные. Но более важно то, что именно с «Крика» началась новая волна молодежных слэшеров, захлестнувшая киноэкраны в конце 90-х и в начале этого века.
Кевин Уильямсон справедливо рассудил, что всё новое – хорошо забытое старое. Он не стал изобретать велосипед, а взял да и впихнул многочисленные штампы жанра в один фильм. На этом его заслуги, конечно же, не закончились. Он не просто скопировал всё подчистую, а на основе старого материала создал захватывающий сценарий, который не боялся многочисленных ссылок (а во многом повторений или полного копирования) на самых известных представителей жанра.
Для начала расставим все точки над i. Для людей, наивно полагающих, что «Крик» - такой страшный до невменяемости хоррор, спешу заверить – это совершенно не так. Фильм абсолютно не страшен, подчеркиваю, абсолютно не страшен. Крови много, это да, на то он и слэшер. Но испугаться при его просмотре смогут только либо лица младшего школьного возраста (которые данное кино не должны смотреть из-за соответствующего рейтинга) или люди ни разу, подчеркиваю, ни разу не смотревшие фильмов ужасов, триллеров и слэшеров. «Крик» не породил новых долгоиграющих киномонстров; не стал запугивать зрителей до…[вставить нужное слово]; не стал показывать слишком откровенные подробности расчленения и потрошения (хотя, повторюсь – крови много)… Создатели пошли другим путем.
Необычность и прелесть «Крика» заключается совсем другом: в стебе над собой и над жанром в целом. Фильм словно играя со зрителем, заставил героев картины, где только можно трещать о фильмах данного жанра, и как такие картины могут помочь в поисках убийцы; не забыв при этом посмеяться над (или позаимствовать что-нибудь из) Хэллоуином, над работами Уэса Крэйвена, да еще над десятком фильмов, увидевших свет в конце 70-х и начале 80-х.
Так уж повелось, что все фильмы ужасов должны начинаться со сцены убийства кого-нибудь, неважно кого. «Крик» не является исключением из правил. Однако, создателям удалось сделать одну из самых запоминающихся начальных сцен 90-х (по-моему мнению, конечно). Начав с обычного телефонного разговора, который можно пересматривать не один раз, создатели планомерно и целенаправленно нагоняют грозовые тучи над судьбой Кэйси, и вскоре события приобретут совсем не невинный характер. Коль речь зашла о разговорах, то, на мой взгляд, «Крик» выделяется на фоне других представителей жанра отличными диалогами в стиле «разговор киноманов о фильмах ужасов». Правда, всё их великолепие можно ощутить, зная предмет разговора, т.е. фильмы ужасов конца 70-х.
Создавая главных персонажей подобных фильмов, никак не обойтись без определенных клише, которые были установлены на стыке 70-х и 80-х. Но для «Крика» это абсолютно неважно, так как весь фильм является увесистым сборником штампов жанра. Поэтому главные персонажи получились такими, какими и должны были выйти. Сидни – стандартная героиня подобных фильмов, которую маньяк всё никак не может убить, а в концовке она сама устроит такой тотальный маст дай, что мало не покажется. Из Гэйл сделали во многом пародийную суку-журналистку, которая ради сенсаций готова на всё. Дьюи вышел придурковатым полицейским-новичком. Поэтому, второстепенные персонажи, так сказать, вышли на первый план. Видно, что Мэтью Лилларду и Джеми Кеннеди самим нравилась играть свои роли, поэтому энергетика так и лучится из каждого кадра с их участием. Больше всего, конечно, оторвался Джеми Кеннеди, сыгравший Рэнди – хардкорого фаната фильмов ужасов. А его монологи «Как выжить в фильмах ужасов» и «Если бы полиция посмотрела фильмы ужасов, то нашла бы ответы на все вопросы» являются самыми запоминающимися во всем фильме.
Если топорно подойти к классификации подобных фильмов, то их можно условно разделить на две категории: фильмы, в которых убийца известен сразу, и фильмы, в которых имя убийцы становится известно на последних минутах. «Крик» из второй категории. При этом сценарист и режиссер, словно издеваясь над зрителями, подсовывают всё новых и новых кандидатов на роль маньяка. К концовке фильма практически все становятся под подозрением, правда, всё же догадаться, кто убийца, будет не так уж и легко. Эта, казалось бы, давно проверенная деталь придает еще большую интересность картине.
Я посмотрел «Крик» в 1998 году, уже после того как были отсмотрены две части «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Хэлллоуин: 20 лет спустя», «Городские легенды», «Факультет»… но именно «Крик» остался в памяти. Сейчас, девять лет спустя после выхода фильма, и остывшей страсти к подобных фильмам, «Крик» является одним из немногих молодежных слэшеров, которые я пересматриваю с большим удовольствием. На мой взгляд, создателям «Крика» удалось сделать фильм, который просто напросто интересно смотреть n-ое количество раз, что для подобных картин большая редкость.
Итого: фильм, возродивший моду на молодежные слэшеры, и мой самый любимый тин-слэшер конца 90-х.