Джокер » 04 ноя 2010, 21:50
"Паранормальное явление", как к нему ни относись, год назад прочно закрепило за собой статус феномена. Феномена как кассового - путь фильма от $80,000 в стартовый уикенд до $193 млн по миру четыре месяца спустя был одним из самых небанальных за последнее время - так и феномена в самом жанре, который, конечно, за годы повидал немало произведений класса "нашли камеру, посмотрели что там", но ничего знакового со времен ещё "Ведьмы из Блэр". На экране сами собой двигались двери, бились тарелки, стучали стуки и падали со стола ключи, и этого оказывалось достаточно, чтобы к концу фильма сделать жизнь героев вполне ощутимым адом, а их ситуацию - страшной прежде всего именно в своей безнадёжности. Вооружившись 15 тысячами баксов, одним домом, одной камерой и двумя с половиной актёрами, Орен Пели успешно сыграл на нескольких древних человеческих страхах сразу, и в итоге сумел сделать по-настоящему жутким пребывание не где-нибудь, а в собственных четырех стенах.
Кино нашло немало ненавистников, но столь же много поклонников, и как бы ни те, ни другие не хотели сиквела, он был неизбежен. Каким образом эта история может получить вменяемое прямое продолжение, не было понятно абсолютно, и никто из причастных к созданию не позаботился нам это объяснить; дважды менялся режиссер, вообще не был известен актёрский состав (он неизвестен даже сейчас), немногословные же трейлеры живописали дом, семью, и всё те же закрывающиеся двери, не особенно пытаясь объяснить, кто все эти люди и почему это кино должно считаться чем-то большим, чем дешевая попытка заработать на успехе первого фильма.
Потому главное побуждение после просмотра сиквела - это отыскать режиссера со сценаристом и пожать руку обоим, за то, что нашли самый простой, изобретательный и лучший выход расширить узкую вселенную первой части. Замечателен даже не сам сюжет фильма, а то, как именно он связан с событиями своего предшественника, при этом оставляя того по-прежнему цельной, завершенной историей, и не столько продолжая её, сколько добавляя новое измерение. Первый фильм может работать как со вторым, так и без него, но раз уж сиквел появился - просто закрыть на него глаза тоже нельзя. Новый дом, новые герои, новые камеры, старые и новые происшествия, и наш старый знакомый демон. Вилькомен.
В том, что касается героев, продолжение без проблем превосходит оригинал - да, персонажи здесь не особенно тщательно прописаны, но они безошибочно живые, органичные и просто симпатичные, почти не раздражают (в отличие 50% главных героев первого фильма), и вообще с первых же кадров переживается за них без проблем. Достигается это, с другой сторонф, ценой первых 20 минут, в которые на экране не происходит ничего, кроме заселения в дом и множества беззаботной болтовни. Наконец, в один прекрасный день семья приезжает домой и обнаруживает, что всё перевернуто вверх дном. Единственная статичная камера первого фильма заменяется на восемь камер наблюдения, и начинается веселье.
Если первая часть нагнетала напряжение все полтора часа, медленно, но верно превращая свою локацию из мирного, милого домика в ад на Земле, и в финале разрывала это напряжение взрывом, продолжение идет по другому пути. Напряжение появляется лишь на 30-й минуте и разрывается в последующий час аж тремя взрывами, которые и оказываются единственными по-настоящему страшными моментами во всем фильме. И между этими взрывами, напряжение банально не успевает стать осязаемым, живым, не успевает проникнуть в зрителя, которому в итоге только и остается, что зевать и смеяться большую часть времени. Первый фильм (я просто не могу перестать к нему возвращаться) шел от меньшего к большему, пугал по нарастающей и пугал практически всем. Второй, с его улучшенной актерской игрой и улучшенным сюжетом, умудряется неоднократно срываться на форменную комедию.
Ухудшает положение и тот факт, что вместо одной лишь маленькой спальни и одной камеры мы имеем теперь огромный дом и восемь камер наблюдения, плюс одна ручная. Нет, стрелять глазами в разные точки большого экрана, пытаясь предугадать, где именно сейчас что-то произойдет - это, конечно, весело, но в этом и главная проблема - это не страшно, и это скоро надоедает. В первой части всё происходило прямо перед нашими глазами, делая историю личной, закрытой, почти клаустрофобной. Во второй же мы наблюдаем за происходящим глазами камеры, висящей где-то в дальнем углу под потолком. Не помогает и сценарий, с заботой относящийся к одним деталям, но совершенно забывающий о других и оставляющий зрителя после просмотра не с одним вопросом.
Нет, "Паранормальное явление 2" - это совсем не катастрофа, которой был сиквел всё той же "Ведьмы из Блэр", и у него есть свои несомненные достоинства. Беда пришла, откуда не ждали, хотя должны были ждать. В основе всех проблем фильма лежит лишь то обстоятельство, что, как и любой сиквел, он попытался стать быстрее, выше и сильнее оригинала во всём. И поплатился - атмосфера оказалась по большей части отсутствующей, и чтобы по-настоящему напугать, создателям приходится взрывать кухню и ходить с камерой на плече в чёрный-чёрный подвал. Фильму помогает то, как искусно он закручивает сюжет вокруг событий предшественника, но каким образом то же самое сможет сделать неизбежный триквел - опять же, неясно. Вполне возможно, создатели снова смогут приятно удивить. Но им придется ещё и поработать над тем, чтобы напугать, если они не хотят снова выдать фильм, который хорош лишь чуть больше, чем наполовину.
Forget it Jake, it's Chinatown.