Джокер » 31 окт 2010, 21:26
Человек, гроб, зажигалка, фонарик, ножик и телефон.
Минималистические триллеры стали лишь одним из небанальных поджанров, захвативших кинематограф за последние годы. Пока большие дяди в больших студиях вбухивают большие деньги в большое кино, не обделенные талантом и умом сценаристы и режиссеры нашли отличный способ показать всем, на что они способны. Берется одна-две локации, от одного до десятка героев, некая небанальная завязка, и на выходе - в разной степени успешное психологическое кино. "Открытое море", "Замёрзшие", "Экзамен", "Паранормальное явление" - лишь наиболее известные примеры.
В этом году нас ждет и первый герметический триллер оскаровского калибра - "127 часов" Дэнни Бойла, но пока недавний оскароносец работает с двумя операторами, выкручивается, используя флэшбэки и галлюцинации, и готовит кино к премиям, дебютанты Крис Спарлинг (сценарист) и Родриго Кортес (режиссер) не стали особо заморачиваться и пошли на радикальные меры. Они просто взяли Райана Рейнольдса, на 90 минут поместили в деревянную коробку и сказали "Мотор!".
Никаких тебе флэшбэков, никаких галлюцинаций, никакой завязки и прочего читерства. Пол Конрой просыпается в гробу, и мы все эти полтора часа - вместе с ним. Мы узнаём то, что узнаёт он, видим и слышим только то, что он, и чувствуем всё, что он. А между тем действие спокойно течет, и ни разу за всё время нам не придет в голову мысль, что режиссер бессмысленно затягивает повествование и что то, что только что произошло, не могло или не должно было произойти.
Камера может не покинуть пределы гробницы, но действие с каждой минутой становится богаче, целостнее, увлекательнее и сильнее. По ту сторону телефонной трубки с помощью лишь нескольких диалогов формируются цельные, законченные персонажи с чётко очерченными характерами. История набирает обороты и масштаб, приобретает подтексты, одновременно ни разу не переставая быть простой историей простого парня, который попал в невероятную ситуацию и просто хочет из неё выбраться. Режиссер и сценарист с ювелирным мастерством преподносят развитие сюжета, находят место неочевидному символизму, один раз даже устраивают нам напряженную экшн-сцену внутри гроба, а дойдя до финальной сцены, оглушают, швыряют об стену и бьют по ушам тишиной, разрываемой одной очень простой фразой. Всё это - пока песок неумолимо сыпется через маленькую щёлку, а Рейнольдс выдает главную и лучшую актерскую работу в своей жизни.
По сути, спотыкается фильм только один раз - когда не может избежать возможности выдавить слезу и как результат, мы получаем душераздирающий, но откровенно манипулирующий чувствами эпизод с разговором с матерью. Наверное, чего-то подобного нельзя было избежать, и уж точно нельзя было избежать недоумения по поводу того, почему не кончается тот же воздух. Но несмотря на всё это, "Погребенный" - это кинематографическое достижение во всех смыслах. Это бесконечно простой, почти примитивный зародыш завязки, который на протяжении 90 минут органично развивается и становится здоровым, умным, сильным и богатым образцом настоящего кино, которому, как известно, абсолютно никакие рамки и ограничения не страшны.
Forget it Jake, it's Chinatown.