В году, в котором мы и без того уже встретили немало самых разнообразных прокатных рифм, самой забавной и интересной стала и довольно неожиданная. Два великих признанных мастера мирового кино без объявления войны взялись практически одновременно за два полу-хичкоковских триллера с небанальной детективной интригой в центре, сыро-дождливо-меланхоличной атмосферой, на первый взгляд открытым, но на самом деле ни разу не открытым финалом и основным местом действия на острове недалеко от Массачусетса. Мастера дошли в итоге до того, что оба премьеровались на Берлинском фестивале и выпустили свои фильмы в американский прокат в один день, создав нам прокатную рифму всех прокатных рифм последних лет.
Но тем не менее, если отвлечься от всех неисчислимых сходств в деталях, фильм Полански в целом производит впечатление, ровно настолько отличающееся от впечатления от разделившей всех работы Скорсезе, чтобы их нельзя было напрямую сравнить. Там, где старик Мартин доставлял удовольствие себе и зрителям, устраивая густую, концентрированную атмосферу, психоделику, навороченный детектив и игру в нуар, старик Роман берёт вполне модернизированную детективную историю и с серьёзным лицом, на котором иногда проскальзывает ироничная ухмылка, творит нам неспешный классический детектив по лучшим рецептам, первый в своём роде после «Майкла Клейтона». Брошенные автомобили, мокрые асфальты, европейские улочки, скучные офисы, затянутые облака, подозрительные «несчастные случаи», погони, шифры, заговоры и всё грязное бельё британских премьер-министров в придачу. На первый взгляд – бледная и почти безликая картина, но на деле она обретает явно осязаемую атмосферу так же быстро, как с помощью жестов, поступков и манеры разговора обретает характер безликий и безымянный человек в центре фильма.
И после этого она не отпускает уже ни на секунду. Полански, как настоящий ювелир, следит за малейшими деталями в кадре, мастерски нагнетает напряжение (чего стоит одна сцена с погоней и паромом) и избавляет фильм от всякого жира – даже от кратчайших вступительных титров. Вообще режиссура пана здесь ближе всего к оной же в его незабвенном «Китайском квартале» - и именно с ним, равно как с «Островом проклятых», во время просмотра проводишь больше всего параллелей. Пока же знатоки оценивают детали, такие, как роль в истории утопленника и финальный инцидент с участием автомобиля, Полански продолжает рассказывать свою историю, поигрывая в нуар (главный герой в каждом кадре, его связь с роковой женщиной), балуясь на грани с рейтингом R, постепенно набирая скорость и нагнетая напряжение ещё сильнее – пока кино окончательно не становится по-настоящему параноидальным. Павел Эдельман прекрасно снимает, Александр Деспла сопровождает, а трио Макгрегор-Броснан-Уильямс играет на первом плане. Узлы завязываются всё туже, и дело идёт к своей логичной развязке.
Спойлер! Выдели мышкой, чтобы прочитать: Но не тут-то было, поскольку развязка «Призрака» вышла в итоге какой угодно, но только не логичной. Фильм, который до этого был практически безупречен, в финальные 15 минут оказывается едва ли не смертельно ранен своим сюжетом. И вот зритель, не успев оглянуться, уже должен верить тому, что ЦРУ приставит девушку-агента к молодому актёру, которому наплевать на политику, и ожидать, что 20 с гаком лет спустя он станет британским премьером; что убитый предшественник героя, собрав все доказательства, зачем-то зашифрует раскрытую тайну; и что оба они вообще станут втайне общаться с каким-то уволенным министром вместо того, чтобы немедленно разослать полученные данные во все редакции и агентства страны. Следите за руками? Тут не стоит даже упоминать, например, о секретной информации, которая находится по первой же ссылке в поисковике. Но главный твист, конечно, приходит в последние моменты, когда наш герой, раскрыв всю правду, не догадывается сделать ничего умнее, чем отправить своим главным врагам записку «я вас поймал», ухмыльнуться и быть логично сбитым машиной через две минуты. За такую невероятную тупость – так ему и надо, если честно.Финальный кадр, как и открывающий и сцена с передаванием записки, конечно, визуально и кинематографически прекрасен, но в ту смесь пессимизма и чёрного юмора, которая может так чудесно гармонировать только у Полански, в «Призраке» оказывается подмешанным ещё и всякое отсутствие логики. И это оказывается едва ли не фатальным, потому что нелепые сюжетные повороты фактически держат на себе весь фильм, а что будет, если их убрать? Правильно. Великолепные режиссура, актёрская игра, операторская работа, музыка и монтаж, не имеющие каркаса, на котором им держаться. Вот такое вот кино.
Forget it Jake, it's Chinatown.