2019 год. 10 лет назад глобальная эпидемия превратила всех людей в вампиров, естественно, со всеми вытекающими последствиями. Мир во многом остался тем же, но день поменялся на ночь, при солнечном свете вампы либо гуляют под землёй, либо ездят на проапгрейженных авто, людей отлавливают и пьют человеческую кровь словно воду, пока маленькие горстки выживших прячутся по хижинам и подземельям да стараются не попасться на глаза военным. Однако идиллия продолжается недолго, людей и ценной человеческой кровушки почти не осталось, и все больше вампов либо пьют собственную кровь, либо вечно голодают - что приводит к одному и тому же результату, то есть превращению в очень опасного потерявшего рассудок монстра, охотящегося как на вампиров, так и на людей. Придётся как-то вывести заменитель крови, и побыстрее, чем и занимается Эдвард Далтон, не любящий человеческую кровь, еще менее любящий вообще быть вампиром и симпатизирующий оставшимся в живых людям. Что, конечно, не сделает его жизнь легче, когда происшествие на дороге сведет его с группой людей, также нуждающихся в помощи вампира, которому они могут доверять.
Вполне себе аллегорическая (только замените вампов на людей, а кровь на нефть) концепция разработана, осталось реализовать ее на экране. Мир 2019 года, в котором 95% людей - вампиры, братья Спириги увлеченно начинают строить и во всей красе показывать зрителю с самых начальных титров. Реклама SubWalk, вполне рутинная выдача свежей крови в стаканчиках, проапгрейженные авто с защитой от ультрафиолета, фармацевтические корпорации и огромные ряды людей, из которых ежедневно высасывают кровь. Ночь, ливень, неоновые вывески, атмосфера, благородно-грустный Этан Хоук и безбожно харизматичный Сэм Нил. Спириги снимают кино с неподдельным увлечением, прорабатывая вселенную, раскрывая детали и рисуя визуальные красоты с помощью скромных 20 миллионов и отличного оператора. В итоге первые 30-40 минут фильма прекрасно обходятся без какого бы то ни было сюжета - стиль, диалоги, актёрская харизма и выскакивающие то в одном, то в другом углу экрана интересные мелкие фишечки, за которыми наблюдаешь с нескрываемым интересом и удовольствием.
Когда появляется сюжет, начинаются проблемы, из которых потом рождаются еще проблемы. Закончив показывать и начав рассказывать, братья словно теряют контроль над всем повествованием. Сюжет мечется в разные стороны, пока авторы пытаются определиться, куда же его направить, неудержимо появляются ненужные персонажи и ненужные сюжетные линии, одни герои покидают фильм, не успев появиться, про других забывают, но все-таки вспоминают. Чёткость и сфокусированность заменяются кашей и размытостью, интриги множатся, а персонажи временами, кажется, сами не знают, что им делать и вообще на чьей они стороне. Конечно, с другой стороны, здесь появляется ещё более безбожно крутой и харизматичный сукин сын Уиллем Дэфо с арбалетом наперевес и экшн - особенно автопогоня в середине - доставляет по полной программе. Но в общем и целом - во второй половине фильма всё-таки обнаруживается слишком много сюжета и персонажей для футуристического хоррора, который должен быть предельно прямолинеен, а из нескольких неожиданных сюжетных поворотов оправдать можно лишь парочку, остальные здесь - твисты ради твистов.
Поэтому и лучшими сценами в фильме по итогам стрельб оказываются те самые титры да схватка в узких стенах дома с мутантом-"дегенератом" - потому что атмосферно, впечатляюще и во втором случае по-настоящему жутко и напряжённо. Общее же впечатление от фильма оказывается несколько смазанным - с одной стороны стиль, проработка, персонажи и визуальный ряд, с другой - рояли в кустах и ненужные сюжетные линии, на которые, к счастью, авторы хотя бы стараются не тратить много времени. В потенциале "Дэйбрейкеры" - кино отличное, но по итогам просмотра назвать его чем-то более "крепкого середнячка" - это солгать самому себе. Впрочем, этого наверняка хватит многим непритязательным (и некоторым притязательным) зрителям сейчас, когда неудержимо приближается конец праздников и уже медленно, но верно затихает вдали гром "Аватара", "Шерлока Холмса" и "Чёрной молнии".
Forget it Jake, it's Chinatown.