Страна: Великобритания, 1962
Производство: Columbia Pictures
Слоган: A mighty motion picture of action and adventure!
Жанр: эпическая драма
Бюджет: $15,000,000
Продолжительность: 216 минут
Рейтинг MPAA: PG
Cюжет: Фильм рассказывает о легендарном герое Первой мировой войны — английском разведчике Т. Э. Лоуренсе, действовавшем среди арабских племен и возглавившем их в походе против турок.
Режиссёр - Дэвид Лин
Продюсер: Сэм Спигел
Авторы сценария: Роберт Болт, Майкл Уилсон
Оператор: Фредди Янг
Композитор: Морис Жарр
В ролях: Питер О'Тул, Омар Шариф, Алек Гиннесс, Энтони Куинн, Джек Хокинс, Клод Рейнс
Интересные факты о фильмеРоль Шерифа Али предназначалась для Хорста Бухгольца, но тому пришлось её отклонить из-за участия в фильме Билли Уайлдера "Раз, два, три" (1961). После этого на роль успешно пробовался Ален Делон, но у него возникли проблемы с коричневыми контактными линзами, нужными для роли. После этого роль получил Морис Роне, но и он был заменен, т.к. говорил с сильным французским акцентом и нелепо выглядел в своём арабском одеянии.
После решения взять неизвестного актера на роль Лоуренса, Дэвид Лин устроил тест для Альберта Финни незадолго до выхода фильма "Субботняя ночь и воскресное утро", сделавшего его звездой. Во время проб использовались костюмы для фильма, они снимались в декорациях и в них участвовали несколько второплановых актеров. Съемки велись 4 дня и стоили £100,000. По общему мнению, Финни подходил идеально, но актер отклонил роль, т.к. не хотел подписываться на такую длительную и тяжёлую работу.
За все 216 минут хронометража в кадре не появляется ни одной женщины.
Марлон Брандо и Энтони Перкинс могли сыграть Т.Э.Лоуренса.
Эпизод со взрывом поезда был снят в Испании.
Почти всё движение в фильме происходит слева направо. Дэвид Лин сказал, что сделал так, чтобы показать, что фильм является "путешествием".
Во время съемок Питер О'Тул называл Омара Шарифа просто "Фредом". Он говорил: "Никого в мире не зовут Омар Шариф. Твое имя должно быть Фред".
Хотя съёмки длились в пустыне больше года, и члены съемочной группы часто заболевали, Дэвид Лин не пропустил ни дня работы.
Entertainment Weekly поместил "Лоуренса Аравийского" на 18 место в списке лучших фильмов всех времён и народов.
Любимый фильм Стивена Спилберга.
Питер О'Тул усовершенствовал свою езду на верблюде, подложив под сиденье большую губку, чтобы облегчить боль в низу спины. Эту практику быстро переняли сами бедуины, снимавшиеся в массовке.
Питер О'Тул утверждает, что впервые полностью увидел фильм лишь в середине 1980-х. Он говорит, что был "глубоко впечатлён".
Энтони Куэйл считал, что его персонаж полковник Брайтон - полный идиот, в то время как Дэвид Лин считал его единственным героем фильма, заслуживающим уважения.
Актёрская работа Питера О'Тула была признана лучшей в истории кино журналом Premiere Magazine.
Алек Гиннесс имел продолжительный интерес в Т.Э.Лоуренсе и связанных с ним событиях Первой мировой войны. Он очень хотел сыграть Лоуренса в фильме, но Дэвид Лин и Сэм Спигел посчитали его слишком старым. Гиннесс согласился сыграть Принца Фейсаля после того, как из проекта ушел Лоурен с Оливье, который должен был сыграть эту роль.
Первым выбором на роль генерала Алленби был Кэри Грант, но Дэвид Лин в итоге взял на роль Джека Хокинса, т.к. уже работал с ним на "Мосту через реку Квай" (1957).
Король Иордании Хуссейн послал на съемки целую бригаду своего Арабского легиона, так что большинство членов массовки были настоящими солдатами. Хуссейн часто посещал съемки и встретил там свою вторую жену, молодую британскую секретаршу Антуанетту Гардинер. Их сын занял трон короля Иордании в 1999 году.
Питер О'Тул признался на одном телешоу в 1992 г., что он и Омар Шариф, боясь упасть с верблюдов во время сцены атаки на Акабу, решили привязать себя к животным. Он также признался, что был мертвецки пьян и во время съемок всей сцены не осознавал, где он и что с ним происходит.
Это была Кэтрин Хэпберн, кто посоветовала взять на роль Лоуренса дебютанта Питера О'Тула.
Мнение о фильмеDidn't you know? They can only kill me with a golden bullet.Период конца 1950-х – начала 1960-х годов был временем настоящего расцвета жанра исторического эпика. «Десять заповедей», «Бен Гур», «Спартак», «Клеопатра», «Падение Римской Империи», «300 спартанцев» - масштабные и очень дорогие для того времени фильмы постоянно сменяли друг друга на большом экране, становились, за редким исключением, любимцами зрителей, критиков и киноакадемиков, и обретали статус классики на все времена.
В это время знаменитый британский режиссёр Дэвид Лин, только получивший «Оскара» за «Мост через реку Квай», решил пойти несколько другим путём. Он снял свой эпик, но в нем не было Древнего Рима или Греции, не было огромных декораций и шикарных костюмов. Лин взял огромные для того времени $15 млн, дебютанта в большом кино Питера О’Тула, неизвестную всему остальному киномиру египетскую звезду Омара Шарифа, уехал на 23 месяца в пустыни Иордании и Испании и фактически на натуре снял биографию известного британского полковника Томаса Эдварда Лоуренса, который во время Первой мировой войны возглавил разобщённые арабские племена в походе против турок. И так уж получилось, что именно его эпик заслужил статус лучшего среди себе подобных и одного из лучших фильмов в истории кино.
На мой взгляд, главной причиной такого успеха фильма стало совмещение, казалось бы, невозможного: эпического масштаба исторических блокбастеров 60-х и камерности независимых фильмов, где важен каждый диалог, каждая маленькая деталь. Потому что при всех своих битвах, путешествиях через пустыню, взрывах поездов, толпах массовок фильм ни на секунду не теряет из центра повествования своего главного героя. Здесь буквально каждый эпизод подчинён одной цели: ещё больше раскрыть перед нами сильный, интересный и сложный образ Т.Э.Лоуренса.
И Питер О’Тул в своей первой роли не играет – он живёт. Кто бы мог подумать в начале шестидесятых, что молодой британец-дебютант сумеет вынести на себе такой огромный проект. Он фактически сделал этот фильм своим, превратил его в свой бенефис. И он, как я уже сказал, на экране – настоящий, живой, небанальный человек, за каждой репликой, каждым движением которого наблюдаешь с неподдельным интересом. А ведь по всем параметрам перед нами на экране должен был быть неинтересный набор штампов. Но О’Тул сделал его живым, осязаемым и противоречивым героем.
Особенно поразительно то, что в этом образе, считающемся романтическим, при ближайшем рассмотрении романтического очень мало. Лоуренс О’Тула –эгоцентричный позёр, который лишь в начале предстает перед нами благородным британским офицером, которому мы всей душой симпатизируем. Но по мере развития действия наблюдать за ним все грустнее и тяжелее, потому что он медленно, но верно превращается в отчаявшегося эгоистичного убийцу, потерпевшего в финале сокрушительный крах. И когда в последнем кадре фильма видишь какие-то пустые, безжизненные глаза Лоуренса, понимаешь, что ему уже ничего не принесёт счастья в этой жизни. Он прошёл через слишком многое, чтобы когда-нибудь стать прежним офицером, которого когда-то отправили в Аравию «оценить ситуацию».
Разумеется, несправедливо будет хвалить одну лишь актёрскую работу Питера, хоть она и является тем, за что вот уже 46 лет «Лоуренса» ценят в первую очередь. Алек Гиннесс в роли благородного принца Фейсала, Омар Шариф в роли Шерифа Али, Энтони Куинн в роли забавного, но не самопародийного арабского вождя, Джек Хокинс в роли британского генерала – все блестяще исполнили свои партии, помогая О’Тулу нести этот фильм.
И конечно, нельзя не отметить великолепную работу людей по ту сторону камеры. Роберт Болт и Майкл Уилсон написали умный сценарий с прекрасными диалогами, слушать которые в исполнении вышеозначенных актёров – одно удовольствие. Операторская работа Фредди Янга – главная причина, по которой я с самого первого просмотра «Лоуренса» желаю увидеть его когда-нибудь на большом экране. Янг заснял бескрайние пейзажи Аравии во всей их жгучей, лаконичной красоте – холмы, ущелья, невероятно голубое небо, и дюны, дюны, дюны, бесконечные песчаные дюны. От этого действительно захватывает дух, и благодаря Янгу «Лоуренс Аравийский» получился шедевром визуальным в той же степени, в какой он получился шедевром актёрским и режиссёрским. Ну а Морис Жарр написал незабываемую музыку, которая при наложении на прекрасные кадры Янга оставляет поистине неизгладимое впечатление.
И все эти элементы – актёрская игра, сценарий, работа оператора и музыка, сошедшись вместе под мастерской режиссурой, благодаря которой все 3 с половиной часа хронометража пролетают как три минуты, и дали тот потрясающий, особенно при первом просмотре, эффект.
Когда я вчера в шестой уже раз пересматривал этот фильм, я снова отметил, что не могу найти в нём решительно ничего плохого. Идеального кино для меня не существует, как не существует вообще ничего идеального, но «Лоуренс» настолько близок к идеалу, насколько вообще может быть художественный фильм.
Великое Кино, шедевр на все времена.
P.S. Выражения об эгоцентричном позере и отсутствии счастья были впервые встречены прошлым летом в отзыве
Jane Celliers, сильно запомнились и позднее ушли в данный отзыв в слегка изменённом виде.
Forget it Jake, it's Chinatown.