Недавно я решила “отдохнуть” от киноклуба “Ракурс”, что работает у нас в Самаре вот уже более 20 лет, и где “крутят” только авторское, фестивальное кино, “фильмы для взрослых”, как я это называют (те фильмы, которые никогда не покажут в кинотеатрах для семейного просмотра с попкорном и колой). Надоели мне жесткие кресла и “жесткие” фильмы и я решила посмотреть что-нибудь гламурно-глянцевое, понежится в мягких креслах с хорошим кондишином (кондиционером) и огромным экраном со звуком вокруг. Выбрала фильм “Александр” — если уж идти в кинотеатр, так на блокбастер! Имена Колин Фарелл и Анжелина Джоли, если честно, мне мало о чем говорят — так, что-то где-то слышала и не помню где (склерозом я не страдаю, мне только 27, рано еще). Но имена Оливер Стоун и Дж. Лето (тот самый, из “Мечтателей” Бертолуччи!) меня настроили на кино.
Стоун мои надежды оправдал — он снял фильм об Александре, рассказав о том, что я хотела узнать об Александре. По базовому образованию я историк и, честно говоря, исторический персонаж по имени Александр Великий меня никогда не восхищал, не приводил в восторг , скорее наоборот, меня всегда настораживала, удивляла и забавила история молодого царя из заштатного греческого захолустья, которого вдруг потянуло на приключения и так далеко и надолго. Было в этом стремлении дойти до “края света” что-то маниакальное, болезненное и, одновременно, смешное. Когда в одном из эпизодов фильма поход Александра остановили горы (Памир, Гималаи?), я не удержалась и прокомментировала своей подруге — “так китайцы не узнали Александра Македонского”. Итак, Стоун снял действительно очень хороший филь м, который не красочно иллюстрирует историю побед и походов Александра, а задает вопрос — зачем? Стоун пытается разобраться в мотивах Александра, что им движило, что могло “вытолкнуть” Александра из горной, но гордой варварской страны коз и овец на арену всемирной истории? Этот вопрос придает драматическое напряжение всему фильму и “вдавливает” в кресло на 3 часа. Не важно, что в сценарий вписан “эдипов комплекс” и прочий фрейдизм, важно, что Стоун показал — с Александром не все так просто. Это максимум того, что можно было ожидать от исторического блокбастера.
Кроме всего прочего, фильм еще и объяснение в любви к Востоку, к тому самому Востоку, который сейчас атакует доблестная американская армия (древний Вавилон в нескольких километрах от современного Багдада). В сцене битвы при Гавгамелах я “болела”, конечно же за моих любимых персов и против македонских варваров. Все мои симпатии были на стороне Дария, как впрочем, и симпатии самого Александра. Прекрасен компьютерный Вавилон, голубая мозаика городских ворот и нежная томность персидских мальчиков. Александр не покорял Восток, а влюбился в него, назвав своим домом Вавилон, а не свое захолустье. Стоун перевернул векторы варварства и цивилизации с Востока на Запад. Вспомните его документальный фильм о его друге Фиделе Кастро, основной посыл которого — посмотрите, есть и другая сторона в этом абстрактном противостоянии “цивилизованного” капиталистического мира демократии и социалистического “варварства”.
Что касается гомоэротической части, то тут наигромаднейшее спасибо Стоуну. Я- то думала, что может быть “Александр” будет еще одним кастрированным фильмом об античном мире. Мне хватило стерильной и гламурно-глянцевой “Трои”, где более чем скромно и скомкано показана братская дружба Патрокла и Ахиллеса (вероятно, Петерсен и продюсеры излишне беспокоились о кассовых сборах — а вдруг слишком откровенные сцены отпугнут добропорядочные американские семьи от кинотеатров, да и Брэд Пит, вероятно, несколько раз подумал о своей будущей кинематографрической карьере). Для меня же сексуальная ориентация Александра, естественно, не была открытием. Кстати, относительно сексуальных предпочтений — Александр в ряду “великих” в античности не одинок. Цезарь известен не только своим громким романом с Клеопатрой. В далекой молодости (лет 17), он, спасаясь от террора Суллы, нашел прибежище в малоазийской стране Вифинии, где местный царь, Никомед, кажется, был к нему очень благосклонен при чем до такой степени, что местные остроумцы называли молодого Цезаря “соперником царицы”. Ну да ладно, хватит исторических анекдотов.
Напоследок скажу как зритель — мне не жалко ни времени ни денег, потраченных на этот фильм. Стоун for ever!!!