Судьба благоволит храбрым, а те благоволят верным.
Больше недели назад я посмотрела фильм на большом экране. И с тех пор словно провалилась в другой слой жизни. Образы, образы из фильма поселились в сознании, в мечтах, привели за руку атрачащуюся Музу, заполонили папки с фотографиями в компьютере, породили строки и письма, блуждания в интернете.
В ходе этих блужданий я почувствовала себя в роли героя анекдота, помните, "Вот все говорят: Фильм для дураков, фильм для дураков - а мне понравилось". Такого количества отрицательных отзывов и ругани на грандиозный фильм можно было ожидать - но я не понимаю, почему нет ещё бОльшего количества положительных?!
ПОЧЕМУ МОЛЧАТ ВСЕ ТЕ, кому снится персидское воинство и тучи арбалетных стрел, падающих на щиты македонцев? Те, кто вошёл в зал, желая приятно провести три часа, а вышел пораженным и околдованным? Я не верю, что нет таких людей - так почему они молчат?
Мне молчать надоело.
До чего ж неблагодарен зритель. Работа актеров, выложившся полностью, разве не заслуживает уважения? То, что в фильме красиво всё от первой до последней минуты - разве не стоит того, чтобы похвалить? И прикиды... извиняюсь, костюмы - колоритные, красивые. Статуи, храмы, вазы, листы папируса - всё до деталей стремится к историчности.
А ведь "не исторично", говорят. Издевательство над личностью Александра, говорят. Неужели вообще возможно в трехчасовой фильм уместить жизнь великого полководца? Показать все его сражения? Вот это было бы действительно издевательством над личностью, превращением "Александра" в сплошной боевик, потому что кроме сражений, ни на что не осталось бы времени. Ладно, пусть. Это ругаются те, кто не умеют мыслить масштабно, кто при виде звезд не поймёт, что наступила ночь, пока не объявят "отобой".
Что с того, что нет битвы при Иссе, что в сражении при Гидаспе мы не видим бурной разлившейся реки? Зачем клориновать великолепную батальную сцену битвы при Гавгамелах? Да, мы не видим горящего Персеполя, не видим Таис Афинской, но видим нечто другое. Мы видим, как взрослеет Александр. Те, кто хочет, чтобы всё было показано последовательно, разжевано и положено в рот, - жаждут примитива, что ж. Вспомните сами своё детство. Воспроизведете его в мельчайших деталях? И ещё - разве вы проходили шаг за шагом весь опыт предков, начиная от мышления древних египтян? Мы берем всё самое основное, мы скачем по ступеням развития. Так зачем показывать всё детсво Македонского, если видны важнейшие ступени?
Я не скажу, что пребываю в полном востроге от актерского состава. Непонятен, например, образ Неарха - я как-то привыкла думать о нём, как о молчаливом изысканном и стройном критянине. Да, Неарх и его корабли (которых в фильме не было) - такая же потеря, как несгоревший Персеполис. Но пусть в меня первым бросит пилум тот, кто не согласится со мной в том, что, что жертва кораблями Неарха, слонами Селевка и зиккуратами Экбатаны (я так и не поняла, что там в фильме - Этеменанка или Вавилонская башня видна из окна дворца) не оправдывается внесением в фильм рвущих сердце сцен вроде свадьбы Александра, разговора на балконе или перед Гавгамелами.
Верный, безумно верный Гефестион... Реальный, исторический Гефестион мог быть (и был) другим, но чувства в фильме Стоуна переданы, как хочется верить, те же. Или даже бледная их тень, но тень неискаженная. Тень чувств, которые в наше время уже не рождаются. Такая дружба, которая не снилась нынешним мужам. И любовь, которая не снилась нынешним женам.
Кто назовет Гефестиона женоподобным - в того Я брошу пилум. Он красив, как бог, но мышцы у него побольше Александровых (о, я говорю это для тех, кто судит только по внешности). В его характере переплетено лучшее из того, что есть у женщин и мужчин. От женщины - умение понять, умение придти вовремя и найти способ успокоить мятущуюся душу великого царя. Гефестион заходит в палатку Александра, как в клетку с клыкастым львом - и этот лев приучен есть только из его рук. И от мужчины - отвага, храбрость в бою и готовность погибнуть в этом бою, за своего царя. Он бьется наравне с ним, но когда Александр срывается, Гефестион всегда рядом, чтобы привести его в чувство.
Беспредельное доверие и любовь - раненая, но до крови прикусывающая себе язык, чтобы не кричать - они отыграны Фаррелом и Лето пусть не идеально, но всё же с ощущением искренности.
Сходятся и сплетаются романтика с воинской прозой, отчаянье храбрых с надеждами верных. Я никогда ещё, ни в одном фильме не видела более красивой пары, чем Александр и Гефестион.
Мне очень стыдно за злобных зрителей, которые хают всё, что увидят. За плебеев, кидающихся насмешками в героев. Наверное, проблема Оливера Стоуна в том, что он сам поддался очарованию образа Александра, и вдохновленный его величием, решил, что плебс оценит нарисованное дорогущими красками эпическое полотно, в которое создатели вложили столько сил и душу свою. А толпе, похоже, не нужна красивая история. Часть толпы жаждет сухих исторических фактов, часть - бразильских сериалов.
Но зачем, если вам не нравится такой жанр фильма, говорить что плох сам фильм?..
Завтра я ещё раз пойду смотреть фильм на большом экране...