Аббат Ноэль » 19 окт 2005, 00:46
Итак, предметом рассмотрения является рецензия Романа Корнеева на фильм «Миссия «Серенити»».
На обсуждение выносится следующий тезис: данная рецензия является блестяще исполненным с технической точки зрения тенденциозным освещением сабжа с использованием специальных манипулятивных приемов в соответствии с изначальными негативными предустановками рецензента.
Утверждение о том, что сама справедливость указанного тезиса автоматически означала бы существенное снижение оценки рецензии (иными словами возможность сказать – «рецензия плохая») в соответствии с обозначенным Романом концептуальным подходом преподносится исключительно как личное мнение вашего покорного слуги, ни на что большое не претендующие. В то же время автор заинтересован в изучении отношения контингента к данному аспекту, будет благодарен за высказывания по данной позиции.
Доказательством ПРЕДустановок Романа по отношению к МС может служить открытое заявление на форуме о желании «распотрошить» фильм, причем обусловленное имеющимися излишними восторгами по поводу сабжа. Непосредственно в рецензии Роман отмечает, что масштабность критики является следствием неких грандиозных замахов. При этом не уточняется, о чьем именно замахе идет речь: режиссера ? продюсеров? пиарщиков? деятелей с КГ? Уже здесь мы видим отблески известной манипулятивной технологии - ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ, + ПРИПИСЫВАНИЯ ОБЕЗЛИЧЕННОМУ ОППОНЕНТУ НЕКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВПОСЛЕДСТВИИ СТАНОВЯТСЯ ОБЪЕКТОМ РАЗГРОМНОЙ КРИТИКИ.
Вынося за скобки целесообразность обсуждения в рецензии тривиальных официальных заявлений производителя и пиар-ходов, ибо каждый волен руководствоваться здесь своими соображениями, хотелось бы отметить следующее обстоятельство. Автор этих строк пошел на просмотр МС имея следующий багаж знаний: посты Phantom’а, из которых почерпнута инфа о существовании сериала, а также несколько реплик по мотивам отсмотра форумчанами трейлеров. Никакой масштабной пиар-кампании замечено не было. Уже после просмотра и составления собственного отзыва ознакомился с оголтелыми восторгами на «небезызвестном ресурсе», а затем уже с рецензией Романа и рядом других. Безусловно, информационная осведомленность читателя – его личная сексуальная драма, ни в коей мере не должная интересовать рецензента, однако при таком инфо багаже подобная манера подачи материала воспринимается как чисто манипулятивная.
Итак, сам Роман не отрицает раздражающего воздействия на него охов и ахов вокруг сабжа. Но является ли это оправданием желания ПОТРОШИТЬ? Мы обсуждаем фильм или умственные способности и кинематографические вкусы обитателей Рунета?
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ТРЕТЬ рецензии (около 75 строк из 230-240) это банальный пересказ «истории детектива с продолжением», обсуждение кассы и рейтингов, и треклятого промоушена. Лично мне читать подобное не интересно, и я уверен, что не одинок в этом вопросе, но давать советы рецензенту не в моей компетенции и речь вовсе не об этом. Речь о том, что с учетом верно подмеченной Montoya складывающейся на Кинокадре тенденции --- когда говорить о фильме не интересно (в силу а) неинтересности фильму для рецензента – тогда зачем она вообще, б) неинтересности разговора о тех моментах, которые не очень укладываются в выработанную стратегию освещения фильма), начинается разговор на выше перечисленные темы --- на ум приходят такие приемы ЗАНИЖЕНИЯ ИНФОПОВОДА, как БУДНИЧНЫЙ РАССКАЗ, ЗАБАЛТЫВАНИЕ, ПРИНИЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЮМОР, ИРОНИЮ И САРКАЗМ.
Далее Роман заявляет в качестве основного посыла анализ взаимосвязи сериал – экран. Это чисто логическая посылка здесь безусловно речь о манипуляции не идет. Приводится ряд аргументов в пользу неудачности попытки переноса сериала на большой экран. Обсуждение сущности аргументов – чистая битва имхо, поэтому не смотря на несогласие по многим вопросам логичности смотрения сюжетных изысков и диалогов, останавливаться на этом не буду. Мой отзыв все имели возможность видеть. Но вот манера преподнесения аргументов!
Циничное коверкание диалога с использованием все той же ИРОНИИ и САРКАЗМА, НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ, изложение сюжетной линии осуществляется с явным УПРОЩЕНИЕМ, НАЛОЖЕНИЕМ ШАБЛОНА.
Роман допускает досадную ошибку: с чего – то он взял, что брат работал ученым в этой лаборатории, тогда как в фильме он предстает под легендой представителя военных, инспектирующего научные разработки. Что это? Вряд ли к Роману применим столь любимый КГшниками ярлык «жопой смотрел». Быть может, речь идет об ИСКАЖЕНИИ ФАКТОВ в рамках стратегии УПРОЩЕНИЯ?
Очень активно используется Романом такой излюбленный прием спецов по пропаганде как СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИЙ. ( некромонгеры, агенты-морфеусы, Джонни-мнемонику и тому досталось)
А вот в отношении финального диалога между Мэлом и Ривер, обладающего по мнению сторонников фильма огромным эмоциональным и смысловым зарядом, Роман решается на ПРЯМУЮ АТАКУ, с использованием все того же циничного ИСКАЖЕНИЯ И УПРОЩЕНИЯ. «Сериальщина и фэн-муви», понимаете ли.
Перечисляя прочие технические радости, Роман пользуясь великолепным чувством стиля высказывает ОТКРЫТОЕ МНЕНИЕ в форме ОСМЕЯНИЯ. Какой-либо дискуссии это не предполагает. Тонкая ирония вкупе с фоновым перечислением деталей, выстраиванием киноведческих параллелей заставляет неподготовленного читателя полностью принять и усвоить установки рецензента. Роман, Браво!
В соответствии с рекомендациями спин-докторов, не забывает Роман и о ЛОЖКЕ МЕДА: сцену прорыва он все-таки похвалил, хоть и с оговорками.
В итоге получаем вполне аутентичную рецензию, в которой задача созданиz негативного имиджа картины решена за счет общих высоких проф.качеств рецензента и использования специальных манипулятивных техник и приемов.
Названия и подходы к трактовке выделенных приемов взяты из работ:
1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ. Составитель. Виктор Сороченко
2. Доклад ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ "МЯГКОЙ" ПРОПАГАНДЫ НА ЗАПАДЕ. Автор: Арсений Миронов - консультант аппарата референтов Президента Российской Федерации.
3. СМИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. А. ШВИДУНОВА, менеджер Международного пресс-клуба
Мечты слабых - бегство от реальности. Мечты сильных - изменяют реальность.