Город жизни и смерти/ City of Life and Death/ Nanjing! Nanjing!
Русскоязычный постер
Американский постер
Испанский постер
Производство: Китай,Гонконг/ 2009
Жанр: драма,военный,история
Бюджет: $12 млн
Продолжительность: 2 часа 12 минут
Режиссёр: Чуан Лу
Актёры: Йе Лью, Юаньюань Гао, Хидео Накаизуми, Вэй Фэн, Джон Пэйсли, Лан Куин и др.
1937 год. Столица Китая,город Нанкин, оккупирован японскими войсками. Город лежит в руинах,теперь в нём господствуют японские оккупанты и Смерть. Жизнь теплится лишь в одном месте-в так называемой Зоне безопастности, женской школе Цзиньлинь. Здесь находят укрытие женщины и дети,а так же раненные китайские солдаты,о которых пока ещё не знают японцы.
В Городе жизни и смерти сюжет как таковой отсутствует,нам не пытаются рассказать какую-либо историю на фоне известных событий. О чём же тогда фильм? О войне,об оккупации,о том,на какие зверства способен человек,о том,как в городе Смерти сохранить свою жизнь. На примере нескольких героев нам и рассказывают об всём этом. И делается это так,что фильм способен повергнуть зрителя в шок.
Город жизни и смерти демонстрирует насколько омерзительной может быть война и, в частности, оккупация. Для достижения этой цели,режиссёр Чуан Лу использует все имеющиеся средства и,кажется,даже не пытается хоть немного скрасить то,что происходило в Нанкине в то время. Для большей достоверности он снимает всё в чёрно-белом цвете и теперь у зрителя появляется ощтщение,что он смотрит хронику тех дней. Не щадя зрителя,режиссёр рисует мрачную и зловещую картину тех дней: впечатляющие руины Нанкина, массовые расстрелы китайских солдат, подвешанные отрубленные головы-смерть везде,за каждым углом,за каждым поворотом,на ровном месте. Вот японцы насилуют китайских девушек и девочек. Вот японский солдат выбрасывает ребёнка из окна. Вот сексуальное рабство: истощённые от голода девушки с безразличием на лице лежат на кровати раздвинув ноги,чтоб японские солдаты в любой момент могли удовлетворить свои потребности. Вот обнажённые трупы этих девушек увозят на телеге. Вот ритуальное шествие японских солдат под звуки барабанов по улице поверженного Нанкина,которое выглядит и зловеще и завораживающе одновременно. Всё это и многое другое,что показано в фильме оставляет очень тяжёлое впечатление. В конце фильма есть единственная оптимистичная сцена: японский солдат отпускает мужчину с ребёнком,которых должен был расстрелять. Осознав,что их отпустили,мужчина и мальчик радуются,срываю полевые цветы. Но этой сцены ой как мало,чтоб сгладить тяжёлые впечатления от увиденного.
Надо отдать должное режиссёру за отсутствие пафоса и излишних геройств и патриотизма,что,согласитесь,удивительно для китайского кино. И от одной-единственной сцены,где китайские солдаты перед казнью кричат "да здравствует Китай! Китай жив!"-мурашки по коже. Да,как и на любой другой войне,здесь есть свои герои,которые готовы отдать жизнь за родину,за идею,за ближнего. Но их смерти абсолютно лишены какого-либо пафоса. Надо отдать должное режиссёру за то,что не стал показывать японцев исключительно как чудовищ. Скорее,они выглядят как люди,у которых вскружило голову от лёгкой победы и которые оказались в ситуации вседозволенности,но при этом и среди них есть и те,кто способен любить и совешать благородные поступки. Не даром один из главных героев фильма-японский солдат. Наконец,надо отдать должное режиссёру за то,что для него показ зверств японцев не стал самой целью. Это средство,необходимое для того,чтоб зритель не забывал,что война-омерзительна в любом её проявлении. И что это,прежде всего,смерть и страдания и уж потом- время для геройства.
Город жизни и смерти-сильное, запоминающееся кино,сцены из которого врезаются в память. Это один из лучших фильмов на тему войны,который я когда-либо видел.