Мари » 24 мар 2005, 11:50
У Guy и Птицы я встретила, что они любят Джармуша, а Montoya писал, что мало кто видел "Кофе и сигареты". Я люблю этот фильм, много раз пересматривала, решила изложить свой старый отзыв. Я вообще люблю записывать свои впечатления о фильмах, чтобы спустя время сравнивать, насколько изменилось мое восприятие. Рискну быть осмеянной, хотя не советую, потому что очень хочу, чтобы все гости этой темы не просто перечисляли запомнившиеся фильмы, но и писали о впечатлениях. Пусть они слишком субъективны и даже ошибочны. Но восприятие - неповторимо, потому что у каждого свои глубины затрагивает. Так что не судите строго.
Буду рада, если по прочтении кто - то захочет посмотреть и сам фильм. Ведь всех нас с вами объединяет искренняя любовь к кино!
«Кофе и сигареты» - это одиннадцать чудных новелл о нас. О наших чувствах, симпатиях, комплексах. Всем том, что нас наполняет, прячется или вырывается наружу. Каждая новелла показывает совершенно непохожих на первый взгляд людей. У них разные взгляды на жизнь, мир. Многие убеждены во вреде и кофе и сигарет. Их разговоры постоянно вращаются вокруг этого. И они продолжают пить кофе и курить сигареты.
Они стесняются, дают друг другу советы, спорят, высказывают экстравагантные теории, которыми серьезно озабочены.
Они навязчивы или подчеркнуто холодны и даже высокомерны до проявления снисходительности. Особенно хорошо это показано в новелле «Кузены». Где по мере развития сюжета психологически меняются местами Альфред Молина и Стив Куган. А в самой первой «Мы странно встретились» показана высокая концентрация того, что мы называем «тонкой душевной организацией». Когда две творческие личности так взволнованы, что так и не могут толком что – либо сказать друг другу. В результате – комичное исчезновение Роберто Бениньи к дантисту Стивена Райта вместо него самого. Или хранят в себе тайны, как, например, Рени в одноименной новелле. С виду такая вся «вялотекущая», но как пиротехник взвешивает порох на заряды, так она по определенной схеме отмеривает сахар и молоко в чашечку с кофе и неожиданно обнажает на руке страстно – алые два сердца, пронзенные стрелой. Она ничего не говорит о себе, но нам это и не нужно. Мы сами начинаем придумывать ее «историю». Откровенно дурачатся герои новеллы «Расстройство». А в новелле «Близнецы» блестяще показаны все болезни роста молодых людей и невозможность, как бы не хотелось, разорвать то, что соединено еще до рождения волей свыше.
Я думаю, не случайно Джармуш использовал реальных родственников и тему родства. Так как в общении с близкими мы способны показать чудеса многогранности наших «Я», «утопив» любимых бесконечной игрой света и тени /новелла «Кузина»/.
Бесспорно то, что Джармуш всех их любит. Он смотрит на всех с той иронией, которую мы позволяем себе только по отношению к дорогим нам людям. Все актеры известны и все играют самих себя подчас в глупых, нелепых ситуациях. Бесспорно и то, что им всем это безумно нравится. Они как бы нарочно обнажают свои комплексы, что бы все мы посмеялись. И мы смеемся… друг над другом, над собой так по - доброму, как можно посмеяться только над самыми родными для нас.
Мне особенно понравилась последняя новелла «Шампанское».
Два старика пьют кофе и разговаривают. Один из них / Тейлор / ощущает себя далеким от этого мира, о чем сразу же и сообщает собеседнику, такому же старому, как и он сам. Он устал быть взрослым, серьезным. Он хочет слышать музыку и он слышит ее. Он хочет фантазировать и пребывать в своих фантазиях сродни ребенку. Но если для ребенка это игра, веселье, то для старика это мудрый переход за горизонты жизни. Он готов, он пробует на вкус то новое, что уже совсем близко.
- Давай представим, что это не кофе, а шампанское.
- Зачем это нам делать?
- Чтобы попраздновать. Я произнесу тост… Париж. 1920 – е…- фантазия уносит его в свои пределы. Мечтательное выражение преображает лицо.
- Или Нью - Иорк 70 – е… - включается в игру другой…
Еще мнгновение, и оба проживают чудные минуты реально недостижимые и так же реально вот сейчас ожившие в каждом…
Живет ли в нас потребность в волшебстве, пусть даже такая наивная как шампанское из кофе? Или для того, чтобы ощутить ее, нам непременно надо состариться?
Мне этот фильм дает еще одну возможность почувствовать вкус к жизни, может быть он поможет в этом и вам?
Но здесь пьют не только кофе, еще чай и даже травяной чай.
«Взгляд» камеры сверху открывает напоминающую шахматную доску столешницу. И чашки - уже фигуры. Безусловно, это украшает кадр, но и наводит на шекспировское - жизнь наша – игра, а люди в ней актеры, и каждый в ней свою играет роль.
"Эта жизнь была жадной и я для неё годился."Х.С.Томпсон