Концерт / Le Concert30 лет назад дирижёр оркестра Большого театра, а ныне уборщик Андрей Филиппов по неизвестным причинам упрямо не желает отпускать прошлое, время от времени по-прежнему дирижирует воображаемым оркестром и регулярно ругаем начальством. Когда же этому самому начальству приходит факс с предложением отправить во Францию оркестр для выступления, убирающий в кабинете Андрей прибирает листок к рукам и собирает своих старых друзей по оркестру с безумным намерением отправиться в Париж самим и тряхнуть там стариной. Всё это, как полагается, сопровождает масса комических ситуаций, а вскоре в картину входит ещё и Анна-Мари Жаке, виолончелистка, которую может или не может что-то связывать с Филипповым.
Двуязычная франко-итало-румыно-российская комедийная мелодрама, с режиссёром-румыном Раду Михайлеану, и таким необычным дуэтом, как Алексей Гуськов и Мелани Лоран, на главных ролях. Вдобавок это кино, о котором лично я никогда бы и не узнал, если бы не случайно попавшийся на глаза еще прошлой осенью французский трейлер, который и поместил фильм на мой радар на очень долгое время. (В отечественный прокат он так и не вышел). Само собой, от такого неожиданно многонационального фильма можно было ждать чего угодно. Во время просмотра это только подтвердилось.
То есть, конечно, в своей основе "Концерт" - именно то кино, которое обещает синопсис. Доброе, жизнеутверждающее, смешное, чуть-чуть грустное и невероятно душевное. Но точно так же, как на пути Андрея и его команды стояло немало трудностей, они возникли на пути и Раду Михайлеану. Разница лишь в том, что первый, добившись своей цели, смог спокойно забыть о пройденных испытаниях, а в фильме великолепная развязка не отменяет недостатков. И в полной мере воплотить потенциал, заложенный в завязке, у режиссёра не получилось.
Я не противник исторических/фактических ошибок в кино как таковых, и не противник неверного изображения в западном кино России и россиян как такового. Но "Концерт" переходит все границы. Фильм будто снят человеком, в нашей стране никогда не бывавшем и мало о ней знающем - и в результате Михайлеану порой устраивает едва ли не фарс. Брежнев в 1980 году высылает евреев в Сибирь, цыгане раздают фальшивые загранпаспорта прямо в аэропорту, во время свадьбы олигарха начинается стрельба, а русские в большинстве своём - алкоголики, бедняки, бродяги и коммунисты, то и дело норовящие впасть в истерику и явно живущие до сих пор в семидесятых-восьмидесятых.
И ведь не будь всего этого в фильме, другие его недостатки - куда менее значительные, конечно - можно было оставить и вовсе без внимания. Тогда он все равно воспринимался бы как глуповатый фильм, но исключительно в хорошем смысле - ибо это, действительно, кино настолько душевное, что способно завоевать сердце зрителя раз и навсегда с первых же сцен и заставить его забыть о нелогичностях. Меня же оно завоевало лишь в финале - в сцене того самого Концерта, настолько эмоциональной и сильной, что на 15 минут забываешь все смешанные чувства, которые вызвало предыдущее повествование.
Но потом, как ни крути, неотвратимо вспоминаешь снова. У этого фильма могло быть всё, но в итоге есть только замечательный Гуськов, абсолютно прекрасная Лоран (наконец переставшая быть для меня только Шошанной Дрейфус), музыка Чайковского, та самая душевность и несколько великолепных разговорных шуток. Более чем достаточно для одного просмотра, но фильм, в итоге, своим пренебрежением к деталям и реалистичности - едва ли не смертельно ранен.
Forget it Jake, it's Chinatown.