Повелитель бури / The Hurt Locker
Страна: США, 2009
Слоган: You'll know when you're in it.
Жанр: военная драма, боевик, триллер
Режиссёр - Кэтрин Бигелоу
Автор сценария: Марк Боал
Оператор: Барри Эйкройд
В ролях: Джереми Реннер, Энтони Мэкки, Брайан Герахти, Гай Пирс, Рэйф Файнс, Дэвид Морс, Эвангелин Лилли'
Мнение о фильме"The rush of battle is a potent and often lethal addiction, for war is a drug".Наверное, с самого возникновения кинематографа, практически каждая война пары последних сотен лет была, и не раз, предметом самых разных, шедевральных и не очень кинопроектов. Философских эпических драм и камерных персонажных драм, дико затяжных мелодрам и адреналиновых боевиков, триллеров и комедий, фэнтези и откровенных пародий. О войне всегда снимают много, снимают самые разные режиссеры и снимают порой великую классику, а зачастую как минимум очень хорошее кино, но вот самой недавней войне в Ираке с этим пока везло не очень. На какой из немногочисленных пока фильмов на эту тему ни брось взгляд – даже если ты его не смотрел, не самые высокие рейтинги, практически отсутствующие сборы и довольно быстрое забывание большинством говорит само за себя. По крайней мере, до сентября прошлого года и премьеры «Повелителя бури» на Венецианском кинофестивале – везло, мягко говоря, не очень.
Итак, 2004 год, самое начало войны, и трое специалистов-саперов только и делают, что обезвреживают бомбы в Багдаде и вокруг него, да отсчитывают дни до конца службы и долгожданного возвращения домой. И да, если не углубляться в подробности, в этих словах и заключается, по сути, весь сюжет. Казалось бы, ну что такого может снять на эту тему женщина-режиссер, конечно, отлично умеющая снимать крутое мужское и не только кино, но ничего по-настоящему выдающегося, несмотря на талант, до сих пор не выпустившая? Ну что ж, если только многочисленные премии и, куда ни глянь, высочайшие рейтинги еще не развеяли хотя бы частично ваши сомнения, от них мало что останется уже в первые минуты просмотра. А еще через какое-то время не останется ничего.
Герои Джереми Реннера, Энтони Мэкки и Брайана Герахти продолжают бегать от одной смертоносной кучи взрывчатки к другой, пока напряжение с каждой секундой нарастает, а реалистичность доходит до такой степени, что почти чувствуешь иссохший жгучий песок и пыль на губах. Невероятно простое сюжетно кино поначалу остается не менее простым философски и персонажно, но пройдет лишь немного времени, пока фильм медленно, но верно начнет становиться глубже и глубже. Начнет все сильнее и сильнее концентрироваться на троих главных героях и их взаимоотношениях, нелегких взаимоотношениях в обстановке, где любой неверный шаг, любое неверное решение и любые несколько секунд невнимательности могут означать мгновенную смерть, от которой не спасут костюм, шлем и выход за пределы зоны поражения. «И всем будет наплевать». И медленно, но верно начнет проступать может банальный, но неминуемо всплывающий в любой войне вопрос – какого черта мы здесь делаем, чего ради весь этот кошмар? Чего ради, черт побери, мы день за днем, час за часом рискуем жизнью? Какой во всем этот смысл и вспомнит ли хоть кто-нибудь о нас, если по несчастливой случайности нас не станет?
За десятилетия сказали свое веское слово на эту тему Коппола и Кубрик, Спилберг и Скотт, Стоун и Малик. Проходят века, проходят одна за другой войны, меняется оружие, меняются правила боя, меняются сами солдаты и пропадают изначально имевшиеся в войне зачатки хоть какого-то благородства (за неимением более подходящего слова), вот только больше смысла в этом диком смертельном хаосе не становится ни на йоту.
Заручившись помощью оператора «Потерянного рейса», отменного сценария бывшего журналиста Марка Боала, не один год проведшего в Ираке, трио мало кому известных, но бесконечно талантливых актеров, и трио же заслуженных ветеранов, Кэтрин Бигелоу сняла для нас мощный и невероятно напряженный военный триллер, достойный встать в один ряд с лучшими представителями жанра. Это серьезная и сильная постановка, драматичная и заставляющая задуматься, при этом абсолютно лишенная глупого дешевого пафоса, сентиментальности и мелодраматичности, и от этого выигрывающая еще больше.
Первый шедевр на тему иракской войны и один из лучших фильмов этого года.
P.S. Требую для Кэтрин Бигелоу абсолютно заслуженного «Оскара» за лучшую режиссерскую работу.
Forget it Jake, it's Chinatown.