Наш предмет обсуждения - новое психоделическое кино.
Самое сумасшедшее кино - в разных смыслах. Но это не классический "Полет над гнездом кукушки". Не выступления
доктора-"мозговеда" А.Бильжо. И даже не крутой триллер "Не все
дома-05". Это общие механизмы психологического воздействия на
зрителя современного киноискусства, образцами которого в этом
аспекте выступают произведения режиссеров Такеши Китано, Вонга
Карвая и других пионеров кинематографа новой волны. Особенно
показателен в этом плане "глухонемой" фильм "Опасный Бангкок"
режиссеров Оксида Пан Чуна и Дэнни Пана (1999), или документальный "Накойкаци: куда мы спешим?" (2003) Годфри Реджио (прозванного "культурным камикадзе") и Стивена Содерберга.
Самое примечательное для нас - то, что в этом произведении мы
явственно замечаем общие тенденции, созвучные с другими
направлениями современного искусства, в которых все более
отчетливо начинает звучать "трансовая" тематика, мотив иной
реальности, ухода от повседневности. Звучать как протест против
аномии и ангедонии современной жизни, против "этого безумного,
безумного, безумного мира". Мы видим это и в литературе, и в
изобразительном искусстве (особенно показательны работы Никаса
Сафронова), и в эстрадной "трансовой" музыке (сошлемся на
творчество продюсера Ивана Шаповалова, о котором мы уже писали
неоднократно). И конечно, в кинематографе, где эта
закономерность, естественно, проявляется наиболее наглядно (в том
числе и в прямом смысле), выливаясь в работы, жанр которых мы
условно определяем, как "новое сумасшедшее кино" (да простят нас
за вольность киноведы).
Новое сумасшедшее кино - это фильмы не о психически больных и
не фильмы для них. А фильмы, предназначенные для людей здоровых(по крайней мере, душевно) - о том, как им не стать больными.
Отчего и почему, и какая такая опасность повального сумасшествия
грозит нашим современникам? Опасность представляет собой сам
современный образ жизни, с его вечной суетой и спешкой,
скученностью и скукой, бездуховностью и меркантильностью,
приземленностью и отсутствием романтики, девальвацией вечных
ценностей и возвеличиванием "золотого тельца", регламентацией
всего и вся и формализацией отношений между людьми,
выхолащиванием из жизни самой ее глубинной, духовной сути
("сермяжной правды", как писали Ильф и Петров:). В этой
"механической" жизни современный, "механический" человек живет
только наполовину: только одной половинкой своего мозга - левой,
рассудочной, бездуховной. Правая же - эмоциональная,
одухотворенная - пребывает в небрежении.
К чему это приводит, спросите вы? На самом деле, к эпидемии
душевных расстройств. Последствия - депрессии и неврозы, кризис
семьи, алкоголизм и наркомания, культ агрессии и жестокости... А
почему? Да потому, что с точки зрения психиатров. Людям при такой
жизни не хватает жизненно необходимых "витаминов для мозгов" - не
хватает трансов. Не хватает состояний, в которых правая и левая
"половинки" мозга меняются местами и гармонизируют свои
отношения.
В этом аспекте искусство - именно то, что необходимо человеку
для решения проблемы. В сущности, именно поэтому оно и
востребовано. Потому что искусство - не что иное, как способ
создания трансов. Точнее, искусство представляет собой "транс в
кубе" - это ТРАНСляция ТРАНСов, их ТРАНСпорт от одного человека к
другим. Так действует на человека любое искусство... Но сегодня
важнейшим из искусств (как сказано классиком) для нас является
КИНО. И при воздействии этого вида искусства на зрителя у
последнего возникает специфический транс - "КИНО-ТРАНС".
Какие именно эффекты, связанные с информационным воздействием,
повергают зрителя в транс? Читайте подробнее
http://www.psihi.ru/funny/news/kinotrans.htm