Ну чего. Киногод подходит к концу, чуть больше недели назад началась очередная раздача всем сестрам по серьгам, и еще десяток-другой групп кинокритиков назовет своих фаворитов, прежде чем будут розданы Золотые глобусы (надеемся, там не повторится идиотия прошлого года), а в конце февраля и Оскары. Этот круговорот происходит каждый год, и мы в нем участвуем, хотя и знаем свои предпочтения и постоянно ругаем Академию за то или иное решение, в итоге вновь и вновь приходя к осознанию, что все их премии не стоят и десятой доли индивидуального мнения. Но несмотря ни на что, мы каждый год продолжаем следить за происходящим, и этот - не исключение.
За главную статуэтку снова будут бороться десять номинантов, как минимум половину из которых уже сейчас можно с уверенностью предсказать, а остальные места в списке ожидаемо или не очень уйдут к другим претендентам с примерно равными силами. Настоящих тяжеловесов два -
"Социальная сеть" и
"Король говорит", и это будет интересная битва - классика против модерна, и у обоих фактически одинаковая поддержка критиков и зрителей. Между тем
"127 часов" и
"Железная хватка" не смогут всерьез претендовать на фильм и режиссуру по той простой причине, что их авторы выиграли совсем недавно, но уж номинациями они не будут обделены.
«История игрушек 3» повторит историю с «Вверхом», однако несмотря ни на что, вряд ли сможет стать «Возвращением Короля» своего франчайза.
«Начало» и Нолан будут номинированы в равной степени из-за качества фильма и в качестве извинения за «Мементо», «Престиж» и «Темного рыцаря» - ситуация дошла до точки, в которой игнорировать режиссера и дальше Академия уже просто не может. Примерно то же самое, хотя и в несколько меньшей степени, относится к
«Чёрному лебедю» и Аронофски.
Далее
«Боец» Дэвида О. Рассела с начала его показов для критиков пару недель назад только и делал, что набирал обороты, и если фильм хорошо пройдет в прокате, номинация должна случиться.
«Зимняя кость» и
«С детьми всё в порядке» - две независимые драмы, отметившиеся еще в начале года и обожаемые критиками, и вероятность, что их забудут, невелика. Две темные лошадки сезона –
«Город воров», получивший море положительных рецензий и отличные сборы, но обладающий статусом крепкой криминальной драмы (похвалили все, «шедевр!» не кричал никто), который ничего не может ему гарантировать; и
«Остров проклятых», ещё в феврале твердо разделивший общественность на два лагеря и не давший ни тому, ни другому о себе забыть. Добавьте к этому совсем уж маловероятных, но чем-чёрт-не-шутит кандидатов вроде
«Где-то», «Ещё одного года», «Кроличьей норы», «Призрака» и даже
«Выхода через сувенирную лавку», и картина становится более или менее полной.
По примеру лучшего фильма, во многих важных категориях главная борьба пойдет между двумя номинантами. Так, на лучшего актёра в одинаковой степени претендуют Колин Ферт и Джеймс Франко, на актрису – Натали Портман и Аннет Бенинг, на актёра второго плана – Кристиан Бэйл и Джеффри Раш, на оператора – Роджер Дикинс и Уолли Пфистер, на визуальные эффекты – «Начало» и «Трон». Очевидные фавориты в своих категориях – это Финчер в режиссуре, Дэвид Сейдлер и Аарон Соркин в соотв. оригинальном и адаптированном сценарии и «Социальная сеть» в монтаже. Совсем неясно, чего ждать от борьбы за лучшую актрису второго плана, лучший саундтрек, работу художника, неанглоязычный и документальный фильм. Отдельного упоминания заслуживает анимация, в которой «Рапунцель» и «Иллюзионист» растерзают друг друга в борьбе за единственную свободную номинацию (две других давно и прочно заняты игрушками и драконами). И хотя ИИ-3 на первый взгляд кажется очевидным победителем, отношение большинства к её конкурентам почти такое же тёплое, и Пиксар получал статуэтку три раза за последние три года. Либо эти подозрения необоснованны и всё решится просто, либо выбор будет сложным и в итоге неожиданным. Так или иначе, эта категория в этом году особенная.
Вот такая картина на данный момент нарисовывается - немножко другая и примерно такая же занятная. Должны быть и сюрпризы, положительные и отрицательные, и ожидаемые победы, и борьба до последней минуты. Кто что думает обо всём этом, пожалуйста, высказывайтесь ниже. Номинации на Золотой глобус будут объявлены на следующей неделе, а премии вручены 16 января. Номинанты на Оскара будут объявлены 25 января, а статуэтки вручены в ночь с 27 на 28 февраля. Вести церемонию будут Джеймс Франко и Энн Хатауэй.
А пока - вот премии, которые за прошедшую неделю уже нашли своих лауреатов.
Награды Национального совета кинокритиковЛучший фильм, режиссура, актёр, адаптированный сценарий - "Социальная сеть"
Лучшая актриса - Лесли Мэнвилль, "Ещё один год"
Лучший актёр второго плана - Кристиан Бэйл, "Боец"
Лучшая актриса второго плана - Джеки Уивер, "Царство зверей"
Прорыв года - Дженнифер Лоуренс, "Зимняя кость"
Лучший актёрский ансамбль - "Город воров"
Лучший оригинальный сценарий - Крис Спарлинг, "Погребённый заживо"
Лучший художник-постановщик - Данте Ферретти, "Остров проклятых"
Лучший неанглоязычный фильм - "О богах и людях" (Франция)
Лучший документальный фильм - "В ожидании "Супермена"
Лучший анимационный фильм - "История игрушек 3"
Лучший режиссерский дебют - Себастьян Юнгер и Тим Хетерингтон, "Рестрепо"
Специальная награда за достижение в киноискусстве - София Коппола, за сценарий, режиссуру и продюсирование "Где-то"
Награда "свобода выражения" - "Игра без правил", "Обвинение", "Вой"
11 лучших фильмов года (в алфавитном порядке): "Боец", "Город воров", "Грядущее", "Ещё один год", "Железная хватка", "Зимняя кость", "История игрушек 3", "Король говорит", "Начало", "Остров проклятых", "Социальная сеть"
10 лучших независимых фильмов: "Аквариум", "Впусти меня", "Где-то", "Гринберг", "Монстры", "Ненужные вещи", "Погребённый заживо", "Призрак", "Протест юности", "Царство зверей"
6 лучших неанглоязычных фильмов: "Белый материал", "Душевная кухня", "Жизнь прежде всего", "О богах и людях", "Я - любовь", "Incendies"
6 лучших документальных фильмов: "В ожидании "Супермена", "Джоан Риверс", "История Тиллмана", "Незаконченный фильм", "Работа изнутри", "Рестрепо"
За последние 28 лет, мнение НКР и Академии по поводу лучшего фильма года совпало 11 раз. За последние 10 лет - два раза ("Старикам тут не место" и "Миллионер из трущоб").
Награды кинокритиков ВашингтонаЛучший фильм, режиссура, адаптированный сценарий - "Социальная сеть"
Лучший актёр - Колин Фёрт, "Король говорит"
Лучшая актриса - Дженнифер Лоуренс, "Зимняя кость"
Лучшие роли второго плана - Кристиан Бэйл и Мелисса Лео, "Боец"
Лучший актёрский ансамбль - "Город воров"
Лучший оригинальный сценарий, операторская работа, саундтрек, работа художника - "Начало"
Лучший анимационный фильм - "История игрушек 3"
Лучший неанглоязычный фильм - "Красата"
Лучший документальный фильм - "Выход через сувенирную лавку"
Из предыдущих 8 "лучших фильмов", соотв. Оскара потом получили три - ВК-3, Старикам тут не место и Миллионер из трущоб.
UPD.: дабы не создавать каждый год новый топик, этот ловким движением рук был превращён в универсальную оскаровскую ветку, 2011 энд бейонд.
Forget it Jake, it's Chinatown.