Итоги десятилетия

Священные войны любителей и противников продукции Фабрики Грёз ведутся именно тут

Итоги десятилетия

Сообщение Джокер » 01 янв 2010, 02:19

Не только 2009 год, но и все десятилетие где-то уже подошло, а где-то совсем-совсем скоро подойдет к концу. Подводя киноитоги 2000-2009 ака просто нулевых, постараюсь не растекаться долго мыслью по древу. Главное, чем были знаменательны лично для меня последние 10 лет, это то, что хотя кино я любил, кажется, с рождения, киноманом в полном смысле этого слова я стал именно в 2000-х. Всё чаще и чаще ходил в синематограф, где-то к 2006-му году перестал ходить на одни только блокбастеры, но и медленно, но верно стал знакомиться с авторским и полуавторским кино, стал тщательнее выбирать фильмы. В общем, именно что родился как киноман.

И в киноиндустрии было огромное количество событий. Компьютерная анимация в кино, а в конце 2009 года и 3-D, развились в полной мере. Жанр летнего попкорнового блокбастера продолжил жить долго и процветать. Были побиты все бокс-офисные рекорды, по иронии судьбы, кроме двух, которые по-прежнему держит "Титаник". Начиная с успехов у зрителей и критиков "Людей Икс" и "Человека-паука", кинокомиксы начали производиться по-настоящему массово. С триумфальным, мягко говоря, успехом появился на свет один из самых трудных и эпических проектов в истории кино - "Властелин Колец". Warner Bros. поручили возрождение франчайза о Бэтмене парню с тремя малобюджетными психологическими триллерами за плечами, и результат был невероятен для всех. Чем ближе был конец десятилетия, тем яснее зрители давали понять, что имена актеров на постере значат для них все меньше и меньше, и огромное количество инди-муви и просто малобюджетных фильмов без звезд собирали огромные деньги. С переменным успехом начинались и заканчивались франчайзы. На сцену ворвалось множество дебютантов, а классики прежних десятилетий с успехом продолжили творить. Римейков классики и "перезапусков" франчайзов стало еще больше. Был возрожден умерший было жанр классического вестерна, жанр эпического пеплума возродился, но не выдержал долго, а классических боевиков и вовсе практически не осталось. Всего и не перечислишь, а что касается качества фильмов, то если окинуть взглядом двухтысячные и сравнить их с предыдущими десятилетиями - 70-е с их новой волной режиссеров и десятком-другим абсолютно великих кинопроизведений и 90-е с рождением инди-муви и не одним шедевром в каждом году я бы поставил выше. Нулевые в этом плане были чуть поспокойнее, но и в них, конечно же, более чем хватало совершенно замечательного кино.

Ниже - 10 фильмов, которые, по моему скромному мнению (тм) были лучшими из тех, которые я видел за последние 10 лет. Этот список абсолютно субъективен, и состоит исключительно из фильмов, которые по той или иной причине невероятно полюбились вашему покорному слуге - порой настолько, что он готов был даже простить им пару наличествующих недостатков. Я намеренно не включил в него какие бы то ни было дилогии/трилогии/франчайзы и их отдельные части, но конечно, продолжаю оставаться большим фанатом "Властелина Колец" и трилогии о Джейсоне Борне, пусть больше они здесь упомянуты не будут. Кто-то может посчитать список предсказуемым, кто-то - посетовать на присутствие лишь довольно широко известных фильмов, кто-то найдет фильм-другой, который сам ненавидит. Ну что ж, в этом нам с вами придётся разойтись. И в конце концов, не вдаваясь в подробности и долгие занудные объяснения, скажу, что именно 2000 год я считаю началом десятилетия, а 2009 - его окончанием.

10. Отступники / The Departed (2006) Я не считаю плохим ни один фильм Мартина Скорсезе, который я видел, однако нельзя возражать против того, что криминальные драмы и триллеры - это то, что получается у него лучше всего. Начав десятилетие с двух весьма достойных, но претенциозных эпиков, мэтр вернулся на родную почву и на-гора выдал свой лучший фильм со времён "Казино", если не "Славных парней". Мощнейший актёрский состав, невероятная внутренняя энергия, безупречно переданная атмосфера грязных обшарпанных улиц Бостона и потрясающая по глубине проработка сценария, всё это на месте. Многие говорят, что Академия дала Скорсезе первый его Оскар скорее не за "Отступников", но за всю карьеру. Я с этим отчасти согласен, и от себя добавлю - Академия ни за что бы не дала Скорсезе этого Оскара, если бы он не заслужил его за "Отступников". Кино, которое станет классикой, и один из лучших фильмов мастера.

9. Бесславные ублюдки / Inglourious Basterds (2009) Персонажи и место действия, как нагловатым тоном заявлено на постере, нового фильма Квентина Тарантино, могли бы быть совершенно другими. Да и вообще довольно многое в этом фильме могло бы быть другим без какого бы то ни было ущерба. Потому что Тарантино снял кино отнюдь не о Второй мировой войне, которая здесь лишь подходящий фон, не о группе сеящих поножовщину "бесславных ублюдков" (данным словосочетанием вообще можно описать практически каждого героя этого фильма), и не о мести девушки Шошанны убийце своей семьи, который, по иронии судьбы, как раз единственный выживет. Квентин снял фильм о кино, о главной любви всей своей жизни. Вторая мировая здесь лишь удобный фон для персонажей, которых хлебом не корми, дай в очередной раз устроиться за столом и потолковать о параллелях между Кинг Конгом и рабами-неграми, о творчестве режиссера Пабста и режиссерши Рифеншталь, и о том, что доктор Геббельс мнит себя Дэвидом Селзником. Тарантино давно уже создал собственную киновселенную, и продолжает свободно творить в ней всё, что хочет. Здесь свободно переписывается история, полковник СС не верит в идеологию и работает Шерлоком Холмсом, Брэд Питт и компания бодро балакают на итальянском и забивают до смерти благородных немецких офицеров, а против третьего рейха успешно и не очень воюют владелица кинотеатра, кинокритик и кинозвезда. А в финале Квентин с иронией даст в голос ржущей над смертью сотен нацистов аудитории понять, что на деле она ничем не лучше тех самых нацистов, только что ржавших и аплодировавших на просмотре фильма, состоящего исключительно из сотен убийств. И тогда финальная фраза фильма окончательно покажется абсолютно верной. Нет, Квентин, это не твой лучший фильм. Но это действительно настоящий шедевр.

8. V значит Вендетта / V for Vendetta (2006) Я прекрасно помню ощущение дикого, необузданного восторга, с которым я выходил из зала с сеанса "Вендетты". Я пошёл на это кино, не ожидая ничего; пошел, потому что ничего больше не представляло для меня хоть какого-то интереса в самой чёртовой середине апреля. Я не ждал ничего, а получил всё, на что только можно было надеяться от любого фильма вообще. Прекрасные актёрские работы из тех, которыми гордятся даже великие. Превосходный, мгновенно затягивающий сюжет. Сильную драму. Сцены и монологи/диалоги, которые навсегда останутся у меня в памяти. А когда под грохот симфонии Чайковского на экране взрывался Парламент, я впал в ту киноманскую эйфорию, которую за всю жизнь испытывал раз пять. Великолепнейший фильм, который я буду пересматривать долгие годы. Если не десятилетия.

7. Мулен Руж! / Moulin Rouge! (2001) Чем больше пересматриваешь "Мулен Руж!", тем больше становится понятно, что только Баз Лурман мог снять такое кино, и снять его настолько хорошо. От самого начала и до конца это безумный, не останавливающийся ни на секунду, и да - феерический - спектакль. Со старыми как мир персонажами, каждый из которых - клише, но каким-то чудом это обстоятельство не кажется недостатком. С сумасшедшим монтажом, похотливо-прекрасной атмосферой титульного парижского заведения, диким буйством цветов и красок, танцев и песен конца XX века, что никого не смущает, и не должно смущать. И с историей любви, которую я уже несколько лет продолжаю считать самой сильной, убедительной и трагичной из тех, которые я видел... несмотря на то, что она ничуть не менее традиционна, чем все четыре основных персонажа. Фильм получился таким, какой он есть, благодаря всему вышеперечисленному, благодаря великолепнейшей паре Кидман-Макгрегор, фантастически поставленным номерам, шикарным второстепенным персонажам, и режиссёрскому гению База Лурмана. Ни у кого другого не получилось бы снять такое бесконечно прекрасное кино на таком неоригинальном материале. Ни у кого.

6. Крупная рыба / Big Fish Одни считают лучшим фильмом Тима Бёртона "Эдварда Руки-ножницы". Другие - "Эда Вуда". Третьи - "Свини Тодда". Для меня этот вопрос не стоит с тех самых пор, как пару лет назад я впервые посмотрел "Крупную рыбу". Это волшебный фильм, ощущения от которого сложно передать словами. Можно сказать о чудесной, оригинальной и небанальной истории. О прекрасном саундтреке пятидесятых-шестидесятых. О фантастической атмосфере. И о том, что в последние 10 минут меня словно прорвало - иного слова и не подберешь - и я без стыда прорыдал весь финал фильма. Но чувствую, что всё это скажет немного, впрочем, все кто видел фильм, наверняка поймут мои ощущения. Шедевр Бёртона, который в моих глазах он уже не превзойдёт.

5. Крадущийся тигр, затаившийся дракон / Wo hu cang long (2000) Перед тем, как Энг Ли подался в галимый галивуд сымать экранизацию кинокомикса, заставившую всех крутить у виска, и гей-драму, за которую ему почему-то отвесили "лучшего режиссёра" (ну, конкуренция маловата была...), он, будучи еще на родной азиатской почве, снял кино, по-настоящему заслужившее все данные ему премии и номинации и любовь зрителей и критиков. Это фильм вне времени, вне пространства, вне жанровых рамок и традиционных кинозаконов. Прекрасная сказка с непередаваемым азиатским колоритом, во всем - в операторской работе, в музыке, в визуальном ряде. Сказка, боевик и сразу две истории любви одновременно. Невероятно поэтическое и красивое, сильное и прекрасное кино.

4. Потерянный рейс / United 93 (2006) Уже восемь с лишним лет прошло, а кажется, всего лишь пару дней назад весь мир, включая нас с вами, с ужасом и недоверием наблюдал наблюдал в прямом эфире самую страшную трагедию XXI века. Говорят, еще слишком рано снимать художественные фильмы на эту тему, слишком болезненна эта рана, которая еще долго не затянется, если затянется вообще. Возможно. Но Пол Гринграсс сделал это менее чем через пять лет, прекрасно понимая, что рискует репутацией и карьерой - слишком многого стоит даже один случайный шаг в сторону с правильного пути.

Это 110 минут, в которые невозможно оторваться от экрана, как бы многим этого сразу же не захотелось. Борновская камера мечется по узким проходам самолёта United 93, по залу ожиданий в аэропорту, по коридорам нью-йоркского диспетчерского центра, воспроизводя с документальной, невыносимой точностью события осеннего дня, который должен был начаться и закончиться подобно тысячам других, но судьба распорядилась иначе. Минуты идут за минутами, и Гринграсс все сильнее фокусируется на главном сюжете своего фильма - захвате Рейса 93, единственного самолёта, не достигшего своей цели. Беззаботные разговоры незнакомцев в зале ожидания, радость чуть не опоздавшего на самолёт пассажира, разговоры пилотов о запланированном долгожданном отпуске и милые улыбки стюардесс - каждодневная рутина, от которой кровь стынет в жилах зрителя, знающего, чем все закончится. А потом - захват самолёта, новости об огромном - пока ещё непонятном - облаке дыма, идущем от ВТЦ, звонки любимым и близким, и медленное осознание обречённости. И бессмысленный протест, двухминутная борьба за свои жизни, в скорую потерю которых не хочет и не может поверить никто. На экране - не кино, но страшная, жестокая и душераздирающая реальность.

3. Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006) Каким образом немецкий шпионский триллер дебютанта Флориана Хенкеля вон Доннерсмарка впервые появился на наших радарах? Правильно, тем, что довольно неожиданно увёл Оскара за "лучший неанглоязычный" у всеобщего любимца "Лабиринта Фавна". Как позже стало понятно, увёл абсолютно заслуженно. Доннерсмарк ставит свое кино как настоящий профессионал, как мастер-ювелир создает саспенс из диалогов и заставляет зрителей сидеть на краешке стула и грызть ногти от напряжения. Комбинация триллера высочайшего класса и сильной, неподдельной драмы. Трагичная кульминация, но оптимистичный финал. Мастерская актёрская игра всех, но особенно - Ульриха Мюэ, гениально сыгравшего человека, который сам превратил себя в безэмоциональную машину, но у которого, к его собственному удивлению, еще остались чувства. Незабываемый фильм, сильный, профессиональный, холодный, но не каменный, как и его главный герой. Блестяще.

2. Нефть / There Will Be Blood (2007) То, что Пол Томас Андерсон - прекрасный режиссер с огромным потенциалом, было кристально ясно еще по выходе "Крутой восьмёрки" и "Ночей в стиле буги" в 1997 году. И должно было пройти более 10 лет до тех пор, пока этот потенциал был реализован. Гениальный вундеркинд-самоучка отказался от множества составляющих его стиль деталей и трейдмарков, в массе присутствующих в предыдущих его работах, и поставил мощную, незабываемую антирелигиозную персонажную драму, насквозь пропитанную цинизмом и злобой ее главного героя. То, что я смотрел фильм, который уже сейчас можно смело назвать классикой, мне стало очевидно уже на бессловесных первых минутах, и с течением времени, до самого взрывного финала, это впечатление только усугублялось. Пока хриплый, хромой, бездушный Дэниел Дэй-Льюис выдает лучшую актёрскую работу десятилетия, Пол Дано ради денег выкрикивает в зал "Я фальшивый пророк, а бог - глупое суеверие", только чтобы понять спустя минуту, с каким цинизмом и злобной насмешкой режиссер и Дэниел Плейнвью заставили его это делать, камера Роберта Элсвита запечатлевает пейзажи Америки начала века во всем их великолепии, и тревожно звучит за кадром музыка Джонни Гринвуда. Ты неотвратимо понимаешь, что видишь будущую бессмертную классику американского и мирового кино.

1. Помни / Memento (2000) Если бы действие второго фильма Кристофера Нолана происходило в хронологическом порядке, он был бы фильмом по-прежнему хорошим, но скучным и малоинтересным. Однако режиссёр ставит зрителя в положение своего главного героя, располагая события фильма задом наперед, и вуаля - мы имеем интереснейший, небанальный, сильный, не отпускающий ни на секунду триллер с финалом, который на меня произвел не меньше впечатления, чем финал "Шестого чувства" и "Обычных подозреваемых". Это фильм, в котором с каждым новым просмотром можно найти какие-то новые детали, которые ты не замечал раньше. Фильм, в котором простейшие, казалось бы, диалоги благодаря способу повествования приобретают совершенно новое значение. Фильм, финал которого в один момент превращает его из детективного нео-нуара в древнегреческую трагедию с грехопадением и нравственными дилеммами. Фильм с идеальным сценарием, мастерски поставленными, сыгранными и снятыми сценами, на каждом углу преподносящий зрителю сюрпризы и в последние 10 минут с ног на голову переворачивающий сознание и оставляющий в тихом шоке, пока под финальные титры играет тихая и мелодичная песня Дэвида Боуи. Ничего этого не было бы, если бы мы смотрели фильм в хронологическом порядке. И найдутся люди, которые сочтут это манипуляцией режиссёра и быстро отвергнут этот фильм, отказываясь принимать его таким, какой он есть. Но ценность любого фильма, любой истории в том, не что она рассказывает, а как она это делает. И Кристофер Нолан просто выбрал самый правильный способ для того, чтобы рассказать свою историю. И в результате получился, по моему мнению, лучший фильм этого десятилетия и один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел.

Все вышенаписанное является копипастом из ЖЖ, но здесь не личный дневник, и тема создаётся для всех. Мне - и я уверен, многим - интересно, что имеют сказать на означенную тему другие форумчане. Какие общие впечатления? Что запомнилось, что понравилось и не понравилось больше всего? Какие были знаменательные события в вашей киноманской жизни? Какими запомните только что закончившиеся нулевые в смысле кино? В общем, любые ответы и обсуждения по означенной теме. Приглашаются все.
Forget it Jake, it's Chinatown.
Джокер
Факин профешнл
 
Сообщения: 12475
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:34
Откуда: Екатеринбург

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Роман КОРНЕЕВ » 01 янв 2010, 02:28

молодцом, одобрямс )) хотя я бы несколько иной список привёл. впрочем, я думаю всё-таки как-нибудь написать на этой тему стэндэлон-статейку )) там и поговорим
Мне кажется, девочка гонит.
Роман КОРНЕЕВ
Главвред
 
Сообщения: 22336
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 18:06

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Джокер » 01 янв 2010, 02:32

списки у всех были бы разные. только подтверждает то, сколько за десять лет вышло замечательного кино )) а статейка - это правильно.
Forget it Jake, it's Chinatown.
Джокер
Факин профешнл
 
Сообщения: 12475
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:34
Откуда: Екатеринбург

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Inna I » 01 янв 2010, 15:01

Джокер, респекты! Интересно было бы свой аналогичный список составить, но пока ниасилю.
The night is dark and full of terrors
Inna I
Человек с бульвара Капуцинов
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 10:09
Откуда: Киев

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Гоша Берлинский » 01 янв 2010, 15:42

10 - это так мало)
"Олежа!" - "НАЗАД, ТВАРЬ!"
Гоша Берлинский
Ужас, летящий на крыльях ночи
 
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 14 ноя 2007, 18:06
Откуда: Минск

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Роман КОРНЕЕВ » 01 янв 2010, 15:48

я уже на этот счёт как-то высказывался ))
Мне кажется, девочка гонит.
Роман КОРНЕЕВ
Главвред
 
Сообщения: 22336
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 18:06

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Джокер » 01 янв 2010, 20:39

я просто боюсь, что если распространяться, можно потерять контроль и писать уже не о лучших, а вообще о всех хороших ))
Forget it Jake, it's Chinatown.
Джокер
Факин профешнл
 
Сообщения: 12475
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:34
Откуда: Екатеринбург

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Fairfax » 01 янв 2010, 21:16

надо же, мулен руж в список вошел, радует ))
Fairfax
Человек с бульвара Капуцинов
 
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 14:26
Откуда: _очень_ Средняя Азия

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Джокер » 01 янв 2010, 21:18

мулен руж велик ))
Forget it Jake, it's Chinatown.
Джокер
Факин профешнл
 
Сообщения: 12475
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:34
Откуда: Екатеринбург

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Inna I » 01 янв 2010, 21:37

Вообще в мою десятку из этого списка скорее всего вошли бы Нефть и Мементо, а также: Столкновение, Дитя человеческое, Хранители. Ну и ВК, если считать трилогию за одно целое. Остальное уже надо многодумать...
The night is dark and full of terrors
Inna I
Человек с бульвара Капуцинов
 
Сообщения: 881
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 10:09
Откуда: Киев

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Fairfax » 01 янв 2010, 21:51

тигра, рейс и жизнь других не смотрел ((
в мой список (уж не знаю, из скольки пунктов) вошли бы точно ублюдки, нефть и мементо, которое надо пересмотреть. а вообще сложно нулевые в отрыве от девяностых считать. я бы рад тот же мулен руж включить в свой список, но ромео+джульетта у лурмана лучше. крупную рыбу тоже бы, но для меня лучший фильм бертона - сонная лощина.
а мое киноманство началось в 2001 году с покупки DVD-плеера и диска "11 друзей оушена" ))
кстати, насчет рождения инди-муви в 90-х, это какие именно фильмы?
Fairfax
Человек с бульвара Капуцинов
 
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 05 янв 2009, 14:26
Откуда: _очень_ Средняя Азия

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Альтист » 01 янв 2010, 21:54

Если бы "моя составляла ощень-на важного писка", он был бы совсем другим. Лишнее доказательство многогранности киноискусства. :0)
Неплохо очень - совсем без жены! Гораздо лучше, с любой стороны!
Альтист
Тень отца Джона Коннора
 
Сообщения: 1595
Зарегистрирован: 23 сен 2005, 19:13
Откуда: Нью-Йорк, США

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Джокер » 01 янв 2010, 21:57

это волна в начале-середине 90-х в лице Содерберга, Тарантино, Линклейтера, Смита, Лимана, Пола Томаса Андерсона и им подобных ))
Forget it Jake, it's Chinatown.
Джокер
Факин профешнл
 
Сообщения: 12475
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:34
Откуда: Екатеринбург

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Гоша Берлинский » 01 янв 2010, 21:59

одно могу сказать, что вот особливо для мну главным фильмом десятилетия является.... Престиж)). и в первую очередь за изящно и хитроумно представленную финальную мыслю, с которой при всей ее своей простоте да точности, по-моему, Нолан обошел всех рефлексирующих режиссером как мейнстрима, так и не. в том вопросе, зачем же мы смотрим (в нашем случае) кино.
"Олежа!" - "НАЗАД, ТВАРЬ!"
Гоша Берлинский
Ужас, летящий на крыльях ночи
 
Сообщения: 3056
Зарегистрирован: 14 ноя 2007, 18:06
Откуда: Минск

Re: Итоги десятилетия

Сообщение Роман КОРНЕЕВ » 01 янв 2010, 22:08

граждане, не путайте население )) инди девяностых и инди нулевых - это разные инди. сравнивать джуно и клерков - это как сравнивать лукаса семидесятых с лукасом девяностых - название одннаковое, содержимое разное. к тому же в девяностых инди составляло что угодно только не тренд, как сейчас. это были отдельные всплески, собиравшие в прокате копейки и прославленные только на видео. да хоть тот же тарантино. он до сих пор снимает то же самое но покажите мне человека который сегодня ублюдков назовёт "инди-мувем".
Мне кажется, девочка гонит.
Роман КОРНЕЕВ
Главвред
 
Сообщения: 22336
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 18:06

След.

Вернуться в Лучшее vs Худшее

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron