Поддавшись соблазну составления «лучших десяток» и будучи настоящим фанатом просмотра телесериалов (сейчас во второй раз заново пересматриваю «Хауса»), я тем не менее столкнулся с забавной проблемой: оказывается любимых сериалов у меня не так уж много. Этот подвид искусства оказывается многим не по зубам. Кто-то попросту создан для кино, умеет прекрасно уложить все, что нужно, в 2-часовой фильм и разойтись со зрителем по домам. Здесь же задачи другие: показать героев и события, переживания и экшн в их развитии, протяженными во времени, а сопереживание сделать продолжительным, словно герои – твои близкие друзья или родственники. Это трудно, ибо всякий экшн скоро надоедает, к логике событий всегда есть претензии, а персонажи – на то и персонажи, что каждое их слово и действие зависит от создателей, и всякая ошибка или фальшь, неосторожно допущенные, буду иметь фатальные последствия для успеха произведения. Однако если ты относишься к своему детищу бережно и трепетно, то зритель будет поступать так же, что и показывает практика.
Сериал я разделил на отечественные и зарубежные, ни там, ни там десятки не набралось. Разделил же просто потому, что наше сериалостроение и зарубежное – два разных производства. У нас наиболее успешные образцы жанра – многосерийные фильмы (6-12 серий), у них, при всем многообразии, я отдаю предпочтение сезонным сериалам. Напоминаю, что многие сериалы не попали в «лучшие» просто потому, что я их не видел.
Начнем с отечественного. Так сложилось, что некоторые сериалы у нас могут составить достойную конкуренцию, а во многих случаях – и дать фору кинорелизам, учитывая состояние отечественного автопрома, эээ… кинопроизводства. Начнем-с…
Бригада (2002)
В отличие от большинства моих знакомых я смотрел сериал с долей скепсиса. Герои его мне совершенно не импонировали, сюжет, в общем-то, тоже. Однако, досмотрев до конца, я понял, что есть в фильме весьма крепкие стороны: постановка и актеры, выложившиеся на полную. Настолько на полную, что, как мне кажется, им было нелегко сломать в зрительском сознании это амплуа, и они бросились играть роли, противоположные «бригадным»: Вдовиченков и Дюжев впоследствии сыграли священников, а Безруков – участкового, Есенина, Пушкина и Христа. Вот такое эпохальное кино. : )
Гибель империи (2005)
Фильм, неоднократно мною пересмотренный, хорош всем. Прекрасная постановка Владимира Хотиненко, замечательный сценарий, а уж количество прекрасных актеров, засветившихся в главных и эпизодических ролях, просто зашкаливает. Фильм снят красиво и тщательно, а главное – с любовью. В числе недостатков – заигрывание со спецэффектами в попытке воссоздать реалии эпохи. Тут попросту денег не везде хватало, но этим грешат многие телепроекты, как у нас, так и на Западе. Хотиненко успел вовремя остановиться и не показывать на экране того, что показать не в силах, диссонанс вызывают только некоторые отдельные кадры. В целом – прекрасный сериал, один из лучших отечественных вообще.
Дневник убийцы (2002)
Замечательный в своей «спорности» режиссер Серебренников снял удивительный сериал: цельный и атмосферный. Кирилл Пирогов своей игрой просто сразил наповал. Здесь же замечательный Алексей Гуськов и Саша Куликова. Вообще, Серебрянников выдал потрясающую историю, изложив ее силами телеформата максимально ярко и мощно.
Идиот (2003)
Что ж, Бортко у нас однозначно самый неоднозначный «экранизатор» классики. Посудите сами. «Собачье сердце», практически культовый фильм. Затем «Идиот» - замечательная постановка, в которой Евгений Миронов сумел создать образ Мышкина, полностью отличающийся от героя Яковлева. Затем последовали очень спорные в постановочном отношении «Мастер и Маргарита» и совсем уж спорный во всех отношениях «Тарас Бульба». Совершенно очевидно, что ошибка кроется в уходе режиссера от кино камерного, актерского, к кино, требующему визионерского подхода и умения снимать экшн. Ни то, ни другое режиссеру, увы, не удается. Товарищ Бортко, вернитесь к истокам, мы все простим. Сериал отличный. Возражения вызвала только Киселева, но ее игра затерялась среди мэтров.
Ликвидация (2007)
Неожиданный успех сериала о борьбе маршала Жукова и замначальника УГРО Гоцмана с одесской преступностью в послевоенные годы меня крайне заинтересовал. Частые повторы, восторженные отзывы. После неоднократного просмотра могу сказать, что это, товарищи, живая классика, от первого до последнего кадра. Чья тут заслуга, сказать сложно, ибо списывать все на Машкова, как это делают некоторые, нельзя: рядом с ним было много других замечательных актеров. Это полная гармония по части сценария, персонажей, актерской игры, операторской работы, натуры, поводов для цитирования и всех тех вещей, что дают нам в итоге сериальный шедевр. Это он.
Спецназ (2002)
Сериал, оставивший приятные воспоминания о просмотре, особенно первые несколько серий. По моему, это можно было бы снимать и дальше, и он пользовался бы успехом: вечная тема борьбы с терроризмом, отличные актеры и хорошая постановка. Как минимум на 3-4 сезона. Но у нас, к сожалению, так не снимают.
Турецкий Гамбит и Статский советник (2005)
Эти фильмы я отнес к сериалам по той простой причине, что именно таковыми они являются, несмотря на то, что первоначально выходили в кино. Сериальные уши торчат тут везде, а потому советую всем смотреть именно телеверсии: они интереснее, полнее и гораздо более цельные. В целом, первый фильм – это хорошее приключенческое кино с отличными актерами, второй – крепкий приключенческий детектив. Оба Фандорина, как бероевский, так и меньшиковский, мне очень импонируют.
Участок (2003)
Последней по алфавиту будет забавная трагикомедия о деревенской жизни в исполнении очень хороших актеров. Трудно сказать, насколько этот сериал сюжетно интересен городскому жителю, ибо многим из тех, кто в деревне не жил, происходящее кажется комичной выдумкой. Я же с моим 17-летним деревенским стажем могу заверить: все это происходило и происходит в моей деревне, а уж кто как все это воспринимает – в комедийном ключе, или трагедийном – тут дело каждого.
Теперь обратимся на Запад. Либо я менее толерантен к их сериалам, либо еще по какой причине, но здесь лучшая «десятка» не смогла преодолеть цифру 4. Не включаю в список те, что мне когда-то понравились, но не выдержали испытания продолжением. К таким относятся, например, «Отчаянные домохозяйки», со второго сезона вдруг превратившиеся в подобие ситкома и утратившие былую тонкость психологии. Впрочем, такие метаморфозы для сериалов не редкость, поэтому оставим их на совести сценаристов. В остальном же, прошу любить и жаловать.
Доктор Хаус (2004)
Фаворитом, и по алфавиту, и по значимости, стал для меня «Доктор Хаус». Шесть сезонов, каждый из которых чем-то отличается от предыдущего, но при этом не утративший общие дух и атмосферу, отсмотрены с восторгом, а теперь запущены по второму кругу. Это тот самый случай, когда фильм делается с любовью к персонажам и теме, а потому удивительно хорош во всех отношениях. И, конечно, особая благодарность Хью Лори, поклонником которого я стал еще со времен «Дживса и Вустера», но никак не ожидал такого триумфального продолжения его карьеры.
Козырь (Воздействие) (2008)
Неожиданный и яркий сериал, покоривший первым сезоном. Поглядим, что будет дальше.
Остаться в живых (Lost) (2004)
Этот сериал покорил с первого сезона и вот уже несколько лет держит пристальное внимание. Его феномен заключается во многих составляющих. Это и актерская игра, и нестандартный сюжет, и смешение жанров, а также преображение из сезона в сезон в нечто совершенно новое. Сериал сделал своими главными козырями необыкновенно тонкую проработанность персонажей и неожиданность в самых различных проявлениях, от чего не отступает на протяжении всех сезонов.
Теория лжи (Обмани меня) (2009)
Доктора Лайтмана называют конкурентом Хауса, их связывают как харизматичность персонажей, так и прекрасное актерское исполнение. В целом, «Теория лжи» проработан не столь тонко, как «Хаус», и не настолько изящен в психологии, поскольку очень многие ситуации изображаются гораздо более прямолинейно. Тем не менее, сериал на порядок выше большинства других, посему с удовольствием жду продолжения.
Вот такие у меня лучшие сериалы. Жду ваших.
/Идущий/