Phantom » 14 май 2007, 14:40
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о превращении отличного кинокомикса в «Маску», одетую при «Лихорадке субботним вечером»
Спустя всего лишь несколько дней после премьеры уже понятно, что первый триквел из череды майской троицы мега-триквелов оправдал все возложенные на него обещания… в финансовом плане. Фильм уже побил несколько рекордов… бла-бла-бла. Да кому это нужно? Вернее, кому нужно – понятно, но какое нам, зрителям, дело для сухой статистики. Мы смотрим, прежде всего, кино, а не думаем о возврате инвестиций. ЧП3 вызывает много разных эмоций, но, к сожалению, большинство из них не относится к положительным.
Знакомство с Человеком-Пауком началось для меня (нет, не с комиксов) с мультипликационного сериала, который я смотрел с большим удовольствием. Да и первую часть я также ожидал с нетерпением. С первого просмотра фильм у меня не пошел. Не то чтобы не понравилось, но эмоций не было практически никаких. Уж больно всё было похоже на пробу пера: Сэм осваивал непривычный для себя огромный бюджет, Тоби присматривался к красно-синему костюму, сценаристы ломали голову, на чём построить трилогию и т.д. Но справедливости ради стоит отметить, что люди, причастные к съёмочному процессу, сделали необходимые выводы и провели образцово-показательную работу над ошибками. В сиквеле присутствовало именно то, чего не хватало первому фильму: уверенность в своих действиях, чёткое видение результата и, как это не парадоксально звучит, у картины была душа. Что-то такое неуловимое, весящее двадцать один грамм, но заставляющее зрителей (меня, по крайней мере) пересматривать кино снова и снова. Поэтому на третью часть я возлагал большие надежды: как никак – завершение трилогии, аж три злодея и запредельный бюджет, отданный на разграбление команде по спецэффектам…
«Человек-Паук 3» - по-своему удивительное кино, где каким-то образом ужились между собой две абсолютно разные половинки, словно носитель и паразит. Первый час фильма великолепен. Со времен событий второй части прошло совсем немного времени. В жизни Питера Паркера тишина и порядок. Человек-Паук окончательно превратился в икону для всего Нью-Йорка. Но карьера возлюбленной Паркера рушится, как карточный домик. Создатели решили поменять местами Питера и Мэри Джейн: если в сиквеле у Паркера ничего не получалось, то в триквеле все беды свалились на голову рыжеволосой девушки. Помимо семейных проблем у Спайди остается незаконченное дело с Зеленым Гоблином младшим. Их «летающая» схватка в начале фильма смотрится блестяще, захватывающее и логичным продолжением неминуемого противостояния, обозначенного во второй картине. Для полного счастья к Питеру прицепился космический паразит, вытащивший наружу темную сторону Человека-Паука, тем самым, заставив Спайди ступить в самую сложную битву – схватку с самим собою.
Первый час оставляет самые положительные эмоции и огромнейшую надежду на отличное завершение трилогии, но счастью, которые было так возможно, не суждено сбыться. По началу слегка заметная страсть создателей к музыкальным номерам переросла в какую-то манию. Для меня фильм рассыпался, словно огромная куча песка, в тот момент, когда Тоби не пойми зачем взялся то ли имитировать, то ли пародировать «Лихорадку субботним вечером», а потом и вовсе устроил ремейк танцевального номера Стэнли Ипкисса в «Кокобанге». Что за…?! Какой нах мюзикл? Да, смешно, но только первые пару секунд. После этого кино пытается вернуться в нужное русло, но безрезультатно.
Не стоит думать, что фильм мне не понравился исключительно из-за танцевальных па. Они были поводом, причины можно было уловить еще до выхода фильма на экраны: уж слишком много всего в фильме. Три злодея – это, конечно, хорошо, но, даже несмотря на немалую продолжительность картины, им тесно вместе. Добавьте сюда новых персонажей, и свободного пространства совсем не останется.
Я не знаю, сколько человек писало сценарий фильма, но с трудом верится, что их было всего трое. Каждый из них гнул свою линию и не хотел отступать. В итоге мы получили множество персонажей, но каждому из них катастрофически не хватает экранного времени.
Рождение Песочного человека – потрясающее по красоте и драматизму сцена с умелым использованием компьютерных технологий. Томас Хейден Черч идеален в роли Сэндмана. Мотивация Песочного человека ясна и понятна: использовать новую силу, для того чтобы помочь своей дочери. Но экспозиция не получила никакого развития, потому что Сэндман безлико существует в фильме и переходит из сцены в сцену, как ненужный балласт, который в силу обстоятельств приходится тащить на себе. Главный движущий фактор поступков Песочного человека - его дочь - к концовке фильма будет абсолютно забыта сценаристами, да и сам о ней вспоминает как бы между делом. А в своём финальном решении он руководствуется совсем другими аргументами, забывая о своей главной цели.
С Веном ситуация вышла еще забавнее. Сэм Рэйми не раз заявлял, что данный персонаж ему не интересен. Похоже, что любимый бэдгай фанатов был добавлен в фильм по жесткой указки студии, приказавшей включить его в картину без всяких «но» и «если». В предыдущих частях злодеям уделялось немало внимания: мы знали их историю, трагедию и причины, приведшие к переходу на темную сторону силы. Но мотивы Венома лишь поверхностно обозначены, а сам он существует в фильме, лишь для того чтобы был.
Но, пожалуй, самым негативным элементом, тянущим вниз всю картину, стала сюжетная линия Питер Паркер-Мэри Джейн-Гвен Стэйси. Во-первых, Стэйси - это абсолютно ненужный персонаж для фильма, отнимающий драгоценное экранное время. Во-вторых, Сэм Рэйми потерял баланс, присутствовавший в предыдущих фильмах и не позволявший интересной мелодраме скатиться в слезливую мыльную оперу. В финале плачут все: и Питер, и М-Джей, и Гарри, и Сэндман... Не плачут только зрители, у которых литры слез, пролитые на экране, вызывают смех.
Да, конечно, спецэффекты и экшн-сцены хороши, но они и не могли быть другими при четверть миллиардном бюджете. Дж. К. Симмонс по прежнему забавен в роли редактора. Рэйми предлагает новый эффектный визуальный ряд. Брюс Кэмпбелл снова крадет весь фильм благодаря своему потрясающему камео. Но это всего лишь маленькие радости в бочке дегтя. Может быть, если бы картину снял кто-нибудь другой, оценка не была столь жесткой, но Рэйми сам установил новые стандарты качества, до которых в данном фильме он ни то что не приблизился, он даже не дошел до той линии, где они были бы видны на горизонте. После промотора второй части я жаждал вернуться на повторной сеанс, при выходе из кинотеатра с триквела я не нашел ни одной причины, почему я хотел бы пересмотреть данное кино.
P.S. Уважаемый Сэм Рэйми, может быть стоить сделать небольшую паузу в съёмках убер-блокбастеров; взять пару миллиончиков; позвать своего давнего друга Брюса Кэмпбелла, который, несмотря на свой возраст, по прежнему отжигает хоть куда; прихватить с собой бензопилу и двустволку; и отправиться куда-нибудь в лесок почитать «Книгу мертвых»?..
Not bad for... a human.