Phantom » 27 май 2006, 18:25
Удивительное дело – за всю свою жизнь я не прочитал ни одного комикса, я их в руках держал всего пару раз, но экранизации комиксов всегда смотрю с удовольствием. Даже и не знаю, чем можно объяснить такое положение вещей.
Когда я впервые посмотрел «Людей икс», фильм мне не понравился. Может быть, тогда я еще не был готов к той трактовке комиксов, которую предложил Сингер. Дело в том, что до 2000 года герои комиксов представали в виде этаких супермэнов, крушащих всё на своём пути и лихо расправляющихся с плохими парнями. Сингер предложил новый путь развития супергероев – впервые он показал их людьми, для которых сверхспособности – это не благо, а проклятие. Во многом из-за такой трактовки «Люди Икс» выделились из массы предыдущих экранизаций и открыли путь целому потоку подобных фильмов. Первая часть не была идеальной, но получилась более чем достаточной для закладывания фундамента долгоиграющего франчайза.
Три года спустя «X2» не только исправили ошибки предыдущего фильма, но и установили новый уровень качества экранизаций комиксов: фильм излечился от порой идиотских диалогов; актеры наконец-таки полностью осознали, что они делают на съёмочной площадке, поэтому их персонажи вышли многоплановыми, интересными и запоминающимися; качественно и количественно возросли экшн и спецэффекты.
После коммерческого и творческого успеха вторых «Людей икс», да и вдобавок открытого финала, продолжение было неизбежно. История создания «Последней битвы» была не менее увлекательным зрелищем, чем предыдущие два фильма о вселенной Икс. Чего здесь только не было: смены режиссеров, продолжительное гадание на [вставить нужное слово] о том, кто вернется, и кто добавится из персонажей в новом фильме; многочисленные слухи; подтверждение и опровержение слухов; гнев и ярость фанатов…
Больше всего нападок на проект посыпалось, после того как режиссером был утвержден Бретт Ратнер. Многие заочно записали фильм в аццтой, т.к. Ратнер никогда не блистал креативностью, а снимал крепкое, чисто коммерческое кино. Конечно, нельзя не согласиться, что Ратнер – ремесленник, а не творец, как Сигнер; но это отнюдь не означает, что фильм заранее был обречен на провал.
Финальный результат не настолько плох, как некоторые предсказывали. По крайней мере, с технической стороны у Ратнера вышел не менее достойный продукт, чем у его предшественника. Если учитывать, как мало времени было у создателей (даже если и не учитывать), спецэффекты выполнены на ять: красиво, качественно и масштабно. Как раз то, что мы ждем от летних блокбастеров. В визуальном плане картина во многом похоже на два предыдущих фильма. Если бы я не знал, кто был режиссером того или иного фильма в трилогии, то я бы ни за что не догадался, кто какой фильм снял. Так что, в техническом плане фильм очень и очень не плох.
Я более чем уверен, что если бы у Ратнера было необходимое время на шлифовку сценария, то мы бы увидели не менее замечательное кино, чем вторая часть франчайза. Проблема в том, что этого времени у него не было. Зато была куча студийных боссов, с маниакальной настойчивостью требующих готовность фильма к маю 2006 года. В результате чего получился зрелищный летний блокбастер с абсолютно сырым сценарием.
Фильм постоянно рвется вперед, не стараясь остановиться хотя бы на одну минуту. События скачут одно за другим. Появляются всё новые и новые персонажи. Кто-то гибнет, кто-то излечивается благодаря найденному лекарству от мутации, но я совершенно не переживал за героев: кто погибнет, кто останется – это абсолютно не важно. Фильм даже не пытается привнести хотя бы толику драматизма, зато дарит много пафоса и море сантиментов.
Похоже, что сценаристы постарались не обращать особого внимания на персонажей. Вся штука в том, что их здесь слишком много, а экранного времени слишком мало, вследствие чего их характеры были крайне упрощены. Правила сиквелостроения требовали привнесения новых героев, но при этом нельзя было забывать о старых. Но сто четыре минуты экранного времени при всём желании не позволяют в полной мере рассказать хотя бы об одном мутанте.
Росомаха из главного героя и одного из главных движущих факторов сюжета предыдущих частей в триквеле превратился в какого-то дядьку, которому поручили приглядывать за детьми. Роль Шторм была заметна расширена, но толку от этого никакого. Циклопа и Мистик здесь вообще практически нет. Профессор появляется лишь в некоторых сценах. Магнето из притягательного и эффектного злодея превратился в обычного среднестатистического бэдгая из среднестатистического блокбастера. Любовный треугольник между Бобби, Роук и Китти лишь контурно обозначен. Ожидаемое противостояние Пиро и Айсберга длится всего лишь несколько секунд. Если вы видели семиминутное превью, то считайте, что видели половину роли Ангела. Джаггернаут – вообще какая-то шутка (почему нельзя было сделать этого персонажа полностью компьютерным?). Винни Джонс с картонно-накладными мускулами смотрится просто смехотворно. Эллен Пейдж мила в роли Китти Прайд, но это и всё, что можно о ней сказать. Единственным вновь пребывшим персонажем, который несомненно запомнится, стал Зверь (понятно, что он умеет ходить по потолку, но вот интересно – его волосы (шерсть?) также не подчиняются законам притяжения?). Дядька получился крайне колоритным синим существом в деловом костюме.
Главным сюжетообразующим элементом стало, как и ожидалось, превращение Джин Грей в Феникса. Я не читал комиксов, я понятия не имею, что там было в саге о Фениксе. Да и так ли это важно? Мне понравилась идея раздвоения личности у Джин, но не понравилось, как это было исполнено. Мы практически не видим внутренней борьбы двух личностей в теле одной Джин Грей. В большинстве случаев Джин / Феникс просто стоит в сторонке и смотрит куда-то вдаль.
Несмотря на всё вышесказанное, фильм не так плох, как можно подумать. Драматизм, некоторый реализм и стиль второй части канули в небытие, но зато в «Х3» есть ряд совершенно потрясающий сцен, ради которых стоит посмотреть данное кино. Начальная сцена фильм с компьютерно-омоложенными Ксавье и Магнето – одно из самых умелых использований спецэффектов, которые я видел за последнее время. Локальный армагеддон в доме у Джин не оставит равнодушным ни одного любителя экшна. Финальная битва на Алькатрасе смотрится на одном дыхании…
Итого: смотреть «Х3» весело и захватывающе, но до первых двух картин фильму далеко, как до Луны.
P.S. У фильма совершенно ужасный финал. Вернее не финал, а финальный кадр. Именно такими кадрами нужно до смерти забивать сценаристов. Оставлять зацепки для возможного продолжения можно и нужно более умелыми способами.
Not bad for... a human.