Omar » 19 мар 2009, 21:44
Хранители/Watchmen: Большое, темное и талантливое
Любое обсуждение этого фильма идет по одному из дух путей — либо резкое возмущение и неприятие либо рассказ о гениальности оригинального комикса, о об авторских цветах выросших из американской масскультуры. Осмелюсь пойти третьим, так как к американским комиксам равнодушен полностью даже если их обозвать графическими новеллами, из чистого любопытства прочитал Wanted и 300 и особо не впечатлился. Киноверсии лучше. А обтягивающие трико и бэтменовские ушки вызывают не более чем сочувствие к вынужденным этот идиотизм носить. Так что ленту смотрел глазами представителя иной культуры, для которого человек-паук не образец для подражания, а просто персонаж боящийся человека-тапка. И именно по этой причине понравилось крайне сильно, как серьезная социальная фантастика грамотно использующая современную мифологию, авторское кино в котором спецэффекты и драки не более чем художественное средство.
Несмотря на это прежде всего обращаешь внимание на действительно поражающий визуальный ряд. Дело не столько в компьютерной графике, сколько в операторской работе и и фантазии авторов. Моментов вызывающих искреннее восхищение, местами просто физическое удовольствие, множество, от заглавной драки до хрустального замка доктора Манхэттена на Марсе. Компьютерная графика вкупе с замедленными сражениями на месте, но основную долю экранного времени они уступают удивительно интересным разговорам, психологии и философии. Кино мрачное, неторопливое, задумчивое и явную ориентированное исключительно на взрослую аудиторию. Дело не только в одинаково реалистично показанных занятиях и любовью и насилием, ходящем натурально голым Докторе Манхэттене, отпиливанием рук болгаркой время бунта в тюрьме и тому подобном. Авторы концентрируют внимание на вещах которые будут малоинтересны любителям сисек и кровищи.
По своей сути Хранители классическая социальная фантастика — глобальная и с подниманием вечных вопросов, близкая к Брэдбери, Стругацким, Лему в литературе, «Солярису» Тарковского или «Бегущему по лезвию бритвы» в кино но с использованием всех современных достижений и модных тенденций. От науки здесь совсем немного, нет и особых приключений, детективная интрига завершается нетрадиционным образом. На первом же месте человеческая психология от детально проработанных и невероятно живых персонажей до глобальные социальных процессов. Всю глубину бескомпромиссности, бесстрашия и верности своим убеждениям Роршаха например понимаешь именно после сцены в тюрьме. Точно так же как уровень разочарования в жизни Совы и того что ищет Шелковый призрак. А если глянуть шире то даже всемогущий сверхчеловек не может спасти человечество от ядерной войны, неспособной навредить ему самому, даже отчаянный Роршах не способен сломить законы массовой психологии из которых вырастает политика. Кстати супергерои здесь особыми способностями не обладают, они просто очень талантливые бойцы. Весь отряд хранителей возник в 40-х из полицейских как своеобразный спецназ в ответ на разгул преступности и популярность балаганных костюмов среди бандитов. Их неожиданный успех тут же был использован политиками в плане борьбы с конкурентами, журналистами и расстрела демонстраций («что случилось с американской мечтой? - она сбылась!»), так что Никсон идет уже на 5 срок а Уотергейта не случилось по причине преждевременной смерти излишне любопытных работников прессы. Исключением становится Доктор Манхэттен, бывший физик, жертва несчастного случая во время эксперимента. Его могущество беспредельно — ходит по поверхности солнца, телепортируется на любые расстояния включая Марс, расчетверяется одновременно занимаясь сложнейшими экспериментами, любовью с женщиной и руководством лабораторией, убивает людей одним движением мысли, предвидит будущее, не говоря о банальностях вроде телекинеза. Только вот все больше отдаляется от мира людей. Именно он выиграл войну во Вьетнаме за 10 дней, вызвал к жизни фразу «бог есть и это американец» и загнал Советский Союз в настолько безнадежное положение что тот все силы бросил на накопление ядерных боеголовок и и повышение готовности к войне. Но ведь это классические темы большой фантастики - взаимодействие всемогущего существа с человечеством, человек внезапно получивший бессмертие и огромные возможности. Внезапно начавшиеся убийства уже бывших супергероев чья деятельность давно законодательно запрещена только дополняют картину.
Сюжет же в основном концентрируется на таких вопросах как человечность и человечество. Что определяет природу человека? Ответ так или иначе ищут все персонажи. Ведь из него вытекает и смысл жизни. Одни пытаются уйти в обыденность, другие превращают геройский образ в многомиллиардный бизнес, третьи не сдаются и остаются вне закона, четвертые рассматривают все происходящее как одну большую шутку... ну а Доктор Манхеттен одновременно узнавая все больше о вселенной все меньше понимает людей. У каждой истории будет свой конец и ответ, но никто не уйдет от всеобщего влияния культурных и социальных изменений. И нависшей угрозы ядерной войны, ведь никакого ядерного равновесия быть не может если на одной стороне божество. Тяга человека к разрушению проходит красной нитью через все, как и уравновешивающее его стремление к созданию нового. Сводящая с ума двойственность сконцентрирована в Комедианте, крайне ярком и неоднозначном персонаже, влияющем на других до самого финала несмотря на смерть в начале. Привносимое им ощущение комичности и гротескности происходящего, образ самопародии на человека как нельзя лучше отражает противоречивость нашей природы. Самый жестокий и циничный, настоящий подонок убивающий и детей и беременных женщин, и одновременно вызывающий неожиданное сочувствие.
Кино большое во всех смыслах . По продолжительности почти в три часа (плюс обещанные дополнительно 60 минут в режиссерской версии), по масштабу поднимаемых тем и происходящих событий. Резко противоречащее общепринятым стандартам, новаторское, необычное и явно обреченное на непростую коммерческую судьбу. На выходе из сеанса я услышал от группы уже запомнившихся хихиканием в самых грустных и серьезных местах подростков характерное «ну и параша». При втором просмотре тоже много народу ушло, произнося характерное «унылое дерьмо». Но какое это значение имеет для искусства?
мой дневник vedomir.ru