Джокер » 01 мар 2010, 18:00
Октябрь 1992 года. Марк Уитакер - вице-президент крупнейшей агрокорпорации ADM ("о нас никто не слышал, но наша продукция - в завтраке у всех"), прекрасная зарплата, замечательные жена и дети, отличные перспективы. И всё у Марка было хорошо, только совесть не давала покоя, и когда к Уитакерам по незначительному поводу приезжает агент ФБР, Марк выкладывает ему всё об искусственном повышении цен на продукцию, которым давно уже занимается руководство ADM вместе с конкурентами. И теперь нашему герою ничего не остается, как сотрудничать, и сотрудничать гораздо дольше, чем изначально казалось, пока на поверхность всплывает всё больше грязных тайн как компании, так и самого Уитакера.
Снимая историю, которая в реальности, на самом деле, была драматичнее некуда, Стивен Содерберг веселится. Так он не веселился даже на последних двух фильмах о Джордже Клуни и его друзьях, и в "Информаторе" это ощущение пронизывает каждую сцену, нет - каждый кадр. Самый плодовитый режиссер современности снимает занудно-корпоративные 90-е в ностальгическом стиле ретро 70-х, выводит даты и места кислотно-фиолетовым цветом на весь экран, изображает повышение цены на полпроцента как невероятно важное событие, наделяет действо вальяжно-озорной (но всё-таки несколько однобокой) музыкой ветерана Марвина Хэмлиша, держит хронометраж в пределах 105 минут и с самого начала до самого конца уверенно создает сатирическое, умное, смешное и чертовски увлекательное действо.
Однако как и полагается всякой хорошей сатире, в ней непременно есть больше, чем просто умные и едкие шутки. Здесь фокус быстро и почти незаметно смещается с информаторской деятельности Марка Уитакера на самого Марка Уитакера, и фильм от этого только выигрывает, потому что, чёрт побери, какая всё-таки личность этот Марк Уитакер.
Личность, на первый взгляд, довольно заурядная, как и многие из нас, и на самом деле, безумно сложная, как и мы все. В начале, вроде бы, благороднейшей души человек - пробился наверх, будучи усыновленным, так много добился сам, а теперь и, движимый правым негодованием, готов не моргнув глазом сдать своих друзей-боссов ФБР, прознав об их грязных делишках. Но всё, разумеется, не так просто, и Уитакер постепенно начинает увиливать, лгать, скрывать свои собственные секреты, но всё-таки ломаться под давлением ФБР, и каждый раз находить для себя абсолютно логичное в его глазах оправдание. Впервые представ перед нами как просто забавный человек, ближе к развязке он уже едва ли не трагический персонаж. "Почему вы продолжаете лгать?" - "Я... я не знаю".
И у Мэтта Дэймона, мягко говоря, слабоузнаваемого за усами, очками и 30 лишними фунтами веса, а в финале еще и лысиной на полголовы, это - лучшая актерская работа на сегодняшний день просто потому, что он гениально и со всеми возможными нюансами изобразил самого обычного, и далеко не идеального человека. На месте Марка Уитакера можно представить любого из нас. Казалось бы, это нелегко - заставить зрителя симпатизировать лжецу, смеяться над человеком с биполярным расстройством и одновременно глубоко ему сочувствовать. Однако для Дэймона и Содерберга, как для актера и режиссера, это самая простая вещь в мире. Не просто потому что эти прекрасные закадровые монологи на левые темы (блестящая находка) или эта обаятельная режиссура, но именно потому что в центре - живой, глубокий, узнаваемый и постоянно интересный персонаж. А расхождения с реальными событиями, какими бы кардинальными в этом случае не были, на таком фоне уже дело двадцатое.
Forget it Jake, it's Chinatown.