Мое сердце биться перестало

Кино большое и серьёзное

Мое сердце биться перестало

Сообщение arthas » 08 май 2006, 23:06

Мое сердце биться перестало
De battre mon coeur s`est arrete
Франция, 2005
Режиссер Жак Одиар
В ролях Ромен Дюри, Джонатан Заккаи, Жиль Коэн, Лин Дан Пам, Нильс Ареструп(субтитры), 107 мин.

Том (Ромен Дюри), нервический молодой человек в кожанке, мог бы создать карьеру не одному психоаналитику. В темноте он лупцует битой запуганных иммигрантов, обеспечивая полукриминальные сделки с недвижимостью, и отрабатывает сомнительные поручения своего отца (Нильс Ареструп), обрюзгшей порочной свиньи с повадками бывшего плейбоя. При свете дня он выполняет волю покойной матери — женщины, очевидно, добропорядочной и к тому же пианистки: оттачивает аккорды под присмотром репетиторши-китаянки (у актрисы даже имя похоже на аккорд — Лин Дан Пам), не понимающей ни слова по-французски, но вдумчивой и хорошенькой.

Том грезит о карьере концертирующего пианиста, но он рожден для другого; он умеет лгать, угрожать и даже, если потребуется, убивать, но он не может заставить стонать форте-пиано. Он играет хорошо — однако недостаточно хорошо. Его талант лежит в области, далекой от музыки. Ему неподвластен Бах, зато подвластен бабах.

«Мое сердце биться перестало» (поскольку это строка из поп-песенки, логичней было бы перевести: «Мое сердце остановилось, мое сердце замерло») — местами вольный, в нескольких сценах переснятый почти покадрово ремейк «Пальцев» Джеймса Тобака, болезненного, яростного, возмутительного шедевра с молодым Харви Кейтелом в главной роли. Тобак, в свою очередь, наверняка внимательно смотрел «Человека с золотой рукой» Отто Преминджера — только там были не рэкет и фортепиано, а покер и барабаны.

Углубляться в сравнения — гиблое дело, но в данном случае эта игра любопытна и довольно принципиальна. Обратите внимание на смену органов: пальцы конкретны — сердце абстрактно. Жак Одиар по возможности сгладил острые углы, перенеся действие из криминального района Нью-Йорка 70-х в чопорный современный Париж, и преобразовал неформатную тобаковскую истерику в атмосферу сдержанного и вполне гламурного «черного» фильма.

Там, где «Пальцы» бьют под дых, «Сердце» ограничивается пощечиной. Межрасовую групповуху заменил адюльтер с женой коллеги по опасному бизнесу; Кейтел выл — Дюри все больше смотрит исподлобья; Кейтел носил на плече огромный орущий магнитофон — Дюри спрятал любимое техно в наушники. «Пальцы» — история про то, как человека разрывает на части: внутренний пожар делал из героя импотента, он не мог играть, он не мог любить, казалось, что из его груди в какой-то момент, натурально, вылезет Чужой.

У Дюри с эрекцией все в порядке. Он в отчаянии, но препятствия на его пути все же по большей части внешнего порядка (в их числе, к слову, русская мафия). «Сердце» — роман воспитания классических пропорций, урок взросления, становление антигероя, аккуратная пьеса со своими аллегро и модерато в нужных местах; в высшей степени достойная работа, чего уж там. Но не больше.

Практика показывает, что тем, кто не видел «Пальцы» (а они, будем честны, в школьную программу не входят), «Сердце» нравится гораздо больше, чем видевшим. Оно и понятно: тобаковский фильм по-своему окончателен, слишком силен, от него невозможно абстрагироваться. И делать его ремейк — все равно что переделывать «Злые улицы» или «Таксиста»: надо быть либо совсем бессовестным, либо очень смелым. Но и то правда — Одиар все же относится ко вторым.

Фильм-участник конкурсной программы Берлинале-2005
Приз за лучшую музыку Андре Деспла на Берлинале-2005
Премия "Люмьер" (французский "Золотой глобус") 2005
8 "Сезаров" (французский "Оскар") 2005
"лучший фильм года", "лучший режиссёр" (Жак Одиар),"лучшая мужская роль второго плана" (Нильс Ареструп),"лучшая подающая надежды актриса" (Лин Дан Пам), "лучшая музыка к фильму" (Александр Деспла), "лучшая адаптация" (Жак Одиар, Тонино Бенаквиста), "лучший монтаж" (Жюльетт Вельфлинг), "лучшая работа оператора" (Стэфан Фонтэн)

Авторы сценария — Жак Одиар, Тонино Бенаквиста
Оператор — Стэфан Фонтэн
Монтажер — Жюльетт Вельфлинг
Звукооператор — Брижитт Тайяндье
Композитор — Александр Деcпла
Художник-постановщик — Франсуа Эмманюэлли
Художник-декоратор — Сандрин Мовзэн
Художник по костюмам — Виржини Монтель
Подбор актеров — Ришар Руссо
Продюсер — Паскаль Кошетё

Интервью c Джеймсом Тобаком
Что побудило вас снять фильм "Пальцы"?
Я хотел совершить мрачное, подобное кошмару путешествие в психику мучимого духа, который разрывается между матерью и отцом, любовью и сексом, искусством и преступлением.

Вы были знакомы с Одиаром и его творчеством?
Я видел фильмы Одиара, и они мне понравились, особенно "Читай по губам". Он принадлежит к немногочисленным настоящим художникам, работающим в современном кино.

Вы сразу же приняли идею создания римейка или у вас были опасения и страхи?
У меня были бы серьезные опасения, если бы римейк фильма "Пальцы" хотел снять режиссер, к творчеству которого я равнодушен. В отношении Одиара у меня их не было.

Одиар удивил вас какими-либо своими решениям в своей версии?
В ней было несколько сюрпризов — в большинстве своем очень приятных. Я не согласен только с тем, что он заставил Тома решить не убивать убийцу своего отца.

Как выглядит исполнение главной роли Роменом Дюри по сравнению с Харви Кейтелом?
Оба они — большие актеры. Оба заставляют зрителя поверить в явные противоречия и непримиримые черты характера своего героя. Иначе говоря, они делают невероятное убедительным.

Интервью с художником по костюмам
Виржини Монтель работала с Матьё Кассовицом "Ненависть" /La haine/ и "Убийца / убийцы" /Assassin(s)/, Фредериком Шендёрфером "Места преступлений /Scènes de crimes/ и "Тайные агенты" /Agents secrets/, Домиником Моллем "Гарри — друг, который желает вам добра /Harry, un ami qui vous veut du bien/, Пьером Сальвадори "Торговцы песком" /Les marchands de sable/ и "После вас" /Après vous/. Она участвовала в создании костюмов для фильмов Софи Фийер "Ай" /Aïe/, Кристьяна Карьона "Одна ласточка весну сделала" /Une hiraondelle a fait le printemps/, Жака Одиара "Читай по губам" /Sur mes lèvres/ и Жиля Маршана "Кто убил Бэмби?" /Qui a tué Bambi?/.

РАБОТА КАК ПРОЦЕСС
Осветитель, группа художника-постановщика, парикмахер, гример — все мы работаем вместе. Мы обсуждаем не свет в техническом смысле и не то, как данная ткань может отражать свет, а что из этого может нам рассказать о чувствах персонажей. Эти дискуссии продолжаются на протяжении всего подготовительного периода. Даже когда мы снимаем фильм, все должно оставаться очень гибким, решения не являются окончательными, все может измениться в соответствии с конкретным актерским исполнением и потребностями данной сцены. Жак Одиар всегда открыт для новых идей.
Лично для меня снимать фильм — это делить свою жизнь с другими людьми. Вы не просто одеваете актеров в модные костюмы, чтобы они выглядели максимально красивыми, — это означало бы загнать их в смирительные рубашки. Надо начинать с набора ограничений, продиктованных сценарием: будет ли фильм реалистичным, происходит ли действие в определенную эпоху, содержит ли он какие-то специфические сцены, какие именно актеры играют в нем — ведь мы должны работать с конкретными людьми... Ведь это реальные люди. На самом деле костюмы — это разновидность социологии. Выбор конкретного предмета одежды должен быть естественным. Затем предмет одежды надо очеловечить — не в том смысле, чтобы приспособить его к определенным социальным условиям, а чтобы зрители смотрели на персонажа, а не на одежду. Костюмы должны открывать дверь в мир, в котором живут персонажи. Понятия "красота", "уродство", "модный", "вышедший из моды" ничего не значат. Нужно избавиться от подобных представлений.

ПЕРВЫЕ ПРИМЕРКИ
Мы начали с того, что Том носит такие же костюмы, как его друзья, — своего рода нейтральная оболочка для мужчин, которые не любят осложнений. Но только это не работало. Они делали Тома прозрачным. Они были вполне реалистическими, отвечали повседневным потребностям фильма, но ничего не говорили нам о Томе, не говорили о внутренней сущности персонажа. Мир Тома начал приобретать форму, когда Жак подумал о наушниках, которые являются для музыканта гарантией безопасности. Музыка — это его личный мир, в котором он живет. Когда Том снова начинает играть на фортепьяно, это нечто, что было у него внутри с самого начала.

САПОГИ ФАСОНА "ЧЕЛСИ"
Мы испробовали пятнадцать разных пар обуви. Обувь очень важна, потому что она определяет походку Тома, его стиль. Нужно обладать определенной уверенностью в себе, чтобы носить ту обувь, которую носит он. Более или менее в стиле рок-н-ролла, но совершенно простую. Мы искали нечто, что сделало бы персонажа более целостным, сделало бы его более мужественным и в то же время показывало чувствительность, мягкость и ребенка, живущего внутри него.
Том — петушок. Тореадор — грациозный, но мужественный. К концу фильма он отказался от сапог фасона "Челси", потому что изменилась его жизнь. Он стал носить обувь без каблука (классический стиль).

ЖЕЛТЫЙ ПИДЖАК ОТЦА
Я отказалась смотреть фильм "Пальцы", так как боялась, что попаду под влияние стилистики его времени. Я до сих пор его не видела, хотя идея желтого костюма пришла оттуда. Своего рода реверанс, это была идея Жака Одиара. В 1970-х желтый цвет считался нормальным. Нам нужно было сделать так, чтобы отец не выглядел смешно или старомодно. Вот почему он носит только пиджак. Желтый пиджак Робера чем-то схож с сапогами Тома. Они указывают на определенную степень уверенности в себе, и это отличает Тома и Робера от Фабриса (Джонатан Заккаи) или Сами (Жиль Коэн), которые тяготеют к более общепринятому стилю. Им нужна этикетка, женщина — эквивалент последней модели BMW...

СТИЛЬ КРИС, АЛИНЫ И МЯО ЛИНЬ
Крис и Алина принадлежат миру своих мужчин. С точки зрения отца — Крис одевается сногсшибательно. Кое-кому может показаться, что она выглядит безвкусно в кричащем сексуальном платье, таком тесном, что оно демонстрирует все ее прелести, но какая разница! Ведь важно, что она выглядит правдоподобно в мире отца, она является его частью. Когда она снова появляется позднее в более изысканном черном платье, она уже другая. Мы сразу же понимаем, что она бросила Робера.
С Алиной — аналогичная история. Она потрясающая женщина, которой может хвастаться такой крутой парень, как Фабрис. Она не стильная, это бы не сработало. Но она не должна быть и слишком вульгарной.
Мяо Линь не похожа на них. Поначалу у меня была идея безликой женщины из уличной толпы. Я провела много времени в парижском китайском квартале в 19 округе. Актриса такая красавица, и когда она стоит у пианино рядом с Томом, было важно, чтобы ее красота не отвлекала зрителей. Поэтому ее одежда не соответствует ее внешности. Она слишком старит ее, не допускает даже намека на то, что Мяо Линь может попытаться с ним флиртовать. Важны прежде всего ее руки и глаза. В пианино есть что-то эротичное, по меньшей мере, чувственное... Но, несмотря на эту "невидимую" одежду, героиня незаметно и неуклонно становится все более привлекательной, причем отнюдь не очевидным способом. Просто кажется, что она больше ухаживает за волосами. На каждый новый урок она надевает все более красивое платье, словно раскрывая разные аспекты своей женственности, разные аспекты отношений, которые она может предложить. И так до самого конца фильма, где Мяо Линь превращается в уверенную в себе женщину огромной красоты.

Интервью с монтажёром
Жюльетт Вельфлинг смонтировала все фильмы Жака Одиара. Она также работала на фильмах "Берни" /Bernie/ Альбера Дюпонтеля, "Уже мертв /Déjà mort/ и "Мальчик-С-Пальчик" /Le petit poucet/ Оливье Даана, "Дело вкуса" /Une affaire de goût/ Бернара Раппа, "Война в Париже" /La guerre à Paris/ Йоланды Зоберман, "Джэнис и Джон" /Janis et John/ Самюэля Беншетри, "Р-Р-Р-р-р-р-р!!!!" (RRRrrrr!!!!, в российском прокате — "Миллион лет до нашей эры") Алена Шаба.

КОМПОЗИЦИЯ
Я смонтировала все фильмы Жака Одиара и не понимаю, как каждый раз ему удавалось сделать для нас таким сложным поиск повествовательной структуры картины. В ленте "Мое сердце биться перестало" немного сцен, и это подчеркивает его родство с плутовским романом. За исключением смерти отца и встречи с Минсковым, четкий порядок остальных сцен не задан. Некоторые сцены казались практически взаимозаменяемыми, и это дало нам большую степень свободы в монтажной. Но именно эта свобода делает фильм таким трудным с точки зрения монтажера.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ, ДИСПРОПОРЦИЯ
Ряд сцен, которые не особенно важны для истории персонажей, парадоксальным образом продолжаются довольно долго, и в то же время есть другие сцены, очень короткие, которые движут развитие сюжета. Например, сцена, где Том подцепил подружку Минскова в кабинке бассейна, снята почти в реальном времени. Но эта девушка почти ничего не значит для Тома, в отличии от Алины, в которую он влюблен и которая почти не появляется на экране... У нас был один кадр, где он ей звонил, другой, где он смотрел на ее ноги на лестнице, и еще один, где они были вдвоем в постели. Мы должны были достичь того, что непропорциональные по длине сцены работали вместе таким образом, чтобы персонажи, важные для Тома, стали важны и для зрителей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТОМА
Том вездесущ. Мы поняли, что все получается, только когда мы показываем происходящее с точки зрения Тома. Например, Жак снял план Крис вне поле зрения Тома. Мы не смогли его использовать. Словно фильм вырабатывал собственные антитела, которые отторгали все, что не было увидено с точки зрения главного героя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Построение психологической последовательности — это то, что происходит, когда вы ставите одну сцену после другой. Возьмем один пример: сцена, в которой Том испытывает эстетический шок, увидев, как контур тела Алины вырисовывается в свете дверного проема. Если бы следующая сцена показывала его в дурном настроении во время урока фортепьяно, та сцена не сработала бы. Герой совершает психологическое путешествие. Он отправляется в путь, думая только о своей работе, деньгах, махинациях. Затем постепенно он приходит к чему-то иному. Мы старались выделить эту мысль ярче, чем это было в сценарии. В процессе монтажа ты все вертишь в руках, даже переворачиваешь вверх тормашками, но целью остается — выдать в результате нечто максимально близкое оригинальному сценарию. Том должен был продолжить это путешествие: измениться, повзрослеть, влюбиться. Рассказать историю одного персонажа непросто. Никогда не знаешь, хватит ли материала, чтобы поддерживать наш интерес, поддерживать наше внимание, трогать наши сердца на протяжении всего фильма — в течение 107 минут.

ТОМ — ПИАНИСТ, НО ОН СЫН СВОЕГО ОТЦА
В первоначальном сценарии была сцена в ночном клубе, где Том играл на фортепьяно песню Аксель Ред. Это была вторая или третья сцена. После долгих споров она была вырезана... Она была хороша, но показывала нам Тома, слишком далекого от окружающих людей, слишком артистичного, слишком отмеченного и предопределенного... Идея же, напротив, заключалась в том, что он должен проделать путь из одной жизни в другую. Нам нужно было видеть его сомневающимся, продвигающимся вперед, делающим успехи. Если между началом и серединой ничего не происходит, сюжет не работает: в данном случае, если бы мы показали пианино слишком рано, оно потеряло бы свое особое значение. В окончательном варианте, когда Том садится за него, чтобы играть, зрители, я думаю, ошеломлены, в то время как в фильме "Пальцы" мы видим, как Харви Кейтел играет, в самом первом кадре. Но Том не такой безумный, не такой жестокий, его история — совсем другая. В фильме "Мое сердце биться перестало" главное — история отца и сына. Игра на фортепьяно для Тома — средство стать другим. Оно помогает ему бросить отца и стать взрослым. Этот фильм скорее об отце и сыне, нежели о человеке, который хочет пройти прослушивание.

Интервью с оператором
Стэфан Фонтэн снял, среди прочих, фильмы "Посмотри на меня" /Comme une image/ (реж. Аньес Жуаи), "Лео: играя в спектакле "В обществе мужчин"" /Léo — en jouant "Dans la compagnie des hommes", реж. Арно Деплешен), "Новая жизнь" (La vie nouvelle, реж. Филипп Грандрьё), "Утомленные Бронксом" (Bronx-Barbès, реж. Эльян де Латур).

"ПАЛЬЦЫ"
Для меня самым интересным в оригинальном фильме было то, что он значил для Жака. Герой Харви Кейтела с его постоянной дикостью... Но я не хотел брать за основу фильм Тобака, подобные ссылки очень быстро становятся помехой. Есть только один реверанс — в сцене прослушивания, где свет очень "в стиле" его фильма.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Когда мы с Жаком начали встречаться, мы очень откровенно разговаривали о фильме. Кто такой Том? Что заставляет нас хотеть сопровождать его? Что за люди, с которыми он работает? Кто его отец, чье присутствие действует угнетающе, и кто — неизменно отсутствующая мать? На этом этапе речь не шла о формальном решении. Если же говорить об эстетике, — я думаю, что Жак не начинает писать сценарий до тех пор, пока не знает, каким хочет видеть окончательный результат. Вероятно, у него в голове есть какие-то образы. Но он либо дал мне самому открыть для себя фильм, либо (скорее всего) указал мне правильное направление... Режиссер руководит актерами, но он должен руководить и съемочной группой. Если отбросить технические вопросы, подготовительный период посвящен тому, чтобы фильм сформировался в сознании каждого. И, если остаешься верен этому представлению о фильме, во время съемок все происходит естественно.

РУЧНАЯ КАМЕРА
Всё снято с точки зрения Тома, исключений почти нет. В противном случае последствия стали бы ощутимыми немедленно — мы оказались бы в другом фильме. Фильм "Мое сердце биться перестало" практически от начала до конца снят от первого лица. Фильм последовательно делает акцент на Томе. Камера сопровождает его в снятых с руки планах длиной в сцену. Камера — его органическая часть: она должна чувствовать то, что чувствует Том, переживать то, что он переживает, находиться так же близко или так же далеко от других героев, как находится он. Съемка ручной камерой не обязательно означает беспорядочное движение. Она должна двигаться в едином ритме с дыханием разных персонажей.
В сцене в сквоте, когда оттуда всех выгоняют, камера ведет себя нервно, поскольку разделяет точку зрения Тома. Но как только мы показываем его, она замирает. Она стоит спокойно, как стоит и он, пристально наблюдая за выселением... Таким способом мы даем понять, что он больше не разделяет точку зрения своих друзей.

КЛАУСТРОФОБИЯ
Если вы следуете за одним персонажем на протяжении всего фильма с ручной камерой, возникает опасность клаустрофобии. И если этот персонаж задыхается, зрители тоже будут ощущать удушье. Вот почему было принципиально важно предоставить Тому свободу движения, несмотря на то, что он часто оказывался в ограниченном пространстве и в темной, плотной среде. Мы были там вместе с ним, рядом с ним. Если он прислушивался, я уверен, он слышал жужжание камеры, даже наше дыхание. Мы с Роменом прекрасно поладили. Работать с актером, который так хорошо понимает, что делает камера, — удовольствие. Он словно сам строил кадры. Было бы интересно узнать, знал ли он интуитивно, что именно это и происходит. Ромен всегда был очень сосредоточен, очень "внимателен", как сказал бы Жак.

ТЕМНОТА
Том — приятный, дружелюбный человек. Он может играть на пианино в каком-нибудь баре, быть интересным собеседником и так далее, но он мало рассказывает о себе. Он должен ощутить стену за спиной, прежде чем начнет откровенничать. Больше всего он любит темноту. Его квартира погружена в тень, даже в полдень. Важным с моей точки зрения было знать, насколько я осмелюсь не освещать его, до какой степени он сможет выносить "темноту" своего образа. В каком-то смысле это и есть главная тема фильма — сколько времени требуется человеку, чтобы отчетливо увидеть самого себя.
Я думаю, в фильме есть один ключевой кадр: после прослушивания он идет по улице, которая частично освещена, а частично находится в тени, — контраст резок, почти агрессивен. В конце, когда камера догоняет Тома, он стоит под сияющим солнцем, ослепленный солнцем. Он провалился на прослушивании, но кое-что постиг. Это был провал, но он знает, что, наконец, стал Томом.

СПОКОЙСТВИЕ
Самое яркое и спокойное место в фильме — квартира Мяо Линь, где Том берет уроки фортепьяно. Хотя ему не всегда удается играть так хорошо, как он хотел бы, здесь меньше напряжения — по крайней мере, так нам говорит свет. За исключением "первого раза", когда он обсуждает условия в темноте коридора, словно договаривается с проституткой. Он дает ей деньги, и она показывает ему рояль в своей спальне.

СНИМАТЬ ЖЕНЩИН
Мы находимся так близко к Тому, что не можем видеть других персонажей иначе, чем его глазами. Из-за этого снимать Алину/Оре или Крис/Эмманюэль трудно, потому что Том не чувствует себя с ними свободно. Причина кроется в том факте, что он не способен на длительные отношения. Напротив, снимать Мяо Линь было легко. Так легко, что никто не обращает внимания на то, что она говорит по-китайски, что он отвечает по-французски, и они прекрасно понимают друг друга. В ее случае прослушивание предоставляет цель, это функциональные отношения. Но от урока к уроку мы постепенно понимаем, что это единственное место, где он делает паузу, чтобы отдышаться... Пара сцен на кухне, перебросились парой слов, что-то начинается.

СНИМАТЬ УБИЙСТВО
Убийство в кино выглядит легким делом. Убить человека — очень трудно, это очень жестокий поступок. В эпилоге, когда Том не смог убить Минскова, камера продолжает смотреть на Минскова. Если бы она повернулась к Ромену, она смотрела бы на него, и это подталкивало бы зрителей к мысли, что Том изменился, что-то понял. Это не является задачей камеры. Она здесь не для того, чтобы давать подсказки, давать уроки.

Интервью с режиссером и автором сценария
Что навело вас на мысль снять новую версию фильма Джеймса Тобака "Пальцы"?
Мой продюсер Паскаль Кошетё только что закончил работу с Жаном-Франсуа Рише над римейком "Нападения на 13-й участок" Джона Карпентера. Он пришел ко мне и спросил: "Ты хочешь снять римейк? Если да, то какого фильма?" Что ж, ответ был очевиден. Это должен был быть фильм Джеймса Тобака "Пальцы". Почему? Потому что этот фильм оказал на меня такое сильное влияние, — разумеется, когда вышел на экраны. Но еще и потому, что сегодня посмотреть этот фильм сложно. Его редко показывают, так что он приобрел ауру загадочности.
Фильм "Пальцы" олицетворяет хвост кометы американского независимого кино 1970-х. Героя — Тома или Джонни, не помню, как звали этого персонажа — играл Харви Кейтел, незадолго до этого снявшийся в "Злых улицах" Мартина Скорсезе. Большая часть остального актерского состава — выходцы из "мира" Копполы. Это фильм с очень хорошими связями! Когда я показывал его Тонино Бенаквисте, то подумал, не перехвалил ли ему эту картину. В фабуле полно несоответствий, в сюжете есть яркие взлеты, но есть и настоящие провалы. И есть в нем известная доля кинематографического позерства, которое очень сильно устаревает.

Тогда почему же вам так нравится фильм "Пальцы"?
Из-за разных тем, очевидных тем и тем скрытых, например: "материнство", "что такое быть сыном?", "как изменить свою жизнь?", "какую цену надо заплатить за то, чтобы сделать то, что ты должен сделать", "как стать взрослым, как мужчина становится мужчиной"...

Почему действие фильма — преступление — вы поместили в мир торговли недвижимостью?
Действие оригинала происходит в среде итальянской мафии Нью-Йорка. У нас бы это не сработало. И когда мы с Тонино сели, чтобы придумать что-нибудь новое, мы очень быстро пришли к миру торговцев недвижимостью (мы уже использовали его некоторым образом в фильме "Читай по губам"). В частности, мы хотели погрузить действие в мир мелких инвесторов недвижимости, которые плюют на тонкости закона и на мораль. Кроме того, мне кажется, существует известная параллель между тем, как мошенник приобретает власть над жизнью других людей, и тем, как инвестор в недвижимость приобретает контроль над землей, на которой живут люди, землей, которая уже занята. И те, и другие присваивают то, что не имеют права присваивать.

Сцена с крысами говорит о том, что бизнес торговцев недвижимостью отвратителен ...
Да, эти люди похожи на крыс. И подобно крысам они в итоге поедают друг друга заживо. В этом смысл сцены.

Вы черпали вдохновение в каких-либо других фильмах?
Мне кажется, мы не нуждались в ссылках на другие фильмы. Вполне достаточно и "Пальцев"! Но мы с Тонино смотрели фильмы Джеймса Фоули — например, "Гленгарри Глен Росс", действие которого происходит в мире торговли недвижимостью, в очень мужском мире. Это сильная картина, вызывающая ощущение дискомфорта. Ее действие происходит в одном месте, она свободна по форме, но жестка по конструкции благодаря формальным параметрам.

Почему Вы сделали "Мое сердце биться перестало" такой реалистической картиной?
Потому что фильм всегда реалистичен. И потому что, чем более неправдоподобной кажется исходная посылка (разве может человек быть одновременно и концертирующим пианистом, и ни на что не годным агентом по торговле недвижимостью?), тем более реалистично должен развиваться сюжет. Иначе персонажи не будут убедительными, и фабула тоже, и отдельные сцены... Кроме того, реализм вносит шкалу моральных ценностей. Реализм фильма создает полезные ограничения: я знаю, что хорошо, а что плохо. Я могу видеть, как трудно главному герою переключаться со зла на добро, это не пустяшное дело, это чего-то ему стоит. Я решил снимать картину как бы на ходу, снимать без декораций и при естественном освещении. Я решил не беспокоиться о том, чтобы последовательно выстраивать освещение. Снимать все как есть.

Почему вы снимали каждую сцену одним планом?
В фильме Тобака герой Харви Кейтела постоянно на взводе. Я не хотел это использовать, это казалось простым, слишком наглядным. Но я хотел, чтобы картина была динамичной, чтобы она не казалась излишне отрепетированной или поставленной, излишне формальной (что бы это ни значило). Я хотел, чтобы картина была скромной (что бы это ни значило). Я хотел, чтобы это было нечто динамичное, но достаточно органичное главному герою, чтобы вызвать эмоции и чувства. Парадокс заключается в том, что я хотел ощущать эмоции Тома, не злоупотребляя монтажом. Сцены, снятые одним планом, требуют правдоподобных ракурсов, которые соответствуют естественной ритмике актера, соответствуют тому, как он дышит и движется. Съемка длинными планами дает актерам большую свободу. Если ракурсы слишком формальны, актеры в итоге оказываются задвинутыми на периферию кадра. Это их сковывает. Они не могут играть.

Почему на протяжении большей части фильма внешний мир оказывается за кадром?
В моих фильмах персонажи должны быть героями. Вопрос в том, как они собираются стать героями? И что с ними будет, когда они перестанут быть героями? Какие трудности они должны преодолеть? Я даю ответы на эти вопросы, не подпуская внешний мир, оставляя его за кадром. Мой герой должен пробивать себе путь в мире подобно армии, продвигающейся по территории противника.
С самого начала или почти с самого начала я понял, что фильм "Мое сердце биться перестало" должен черпать свою силу в актере или актерах. Они должны находиться в "тесных" кадрах, где их движение довольно ограничено. Окружающий контекст должен существовать только в форме звука или когда кто-нибудь приходит и рассказывает, что происходит где-то в другом месте. Это театральный прием.

Как Вы выбрали Ромена Дюри на роль Тома?
Мне нужен был актер, находящийся на перепутье — и в профессиональной карьере, и в личной жизни. Это была главная тема фильма. И потом мне нужен был человек молодой, который выглядел бы убедительно и как инвестор в недвижимость, и как фанат музыки. Я следил за карьерой Ромена десять лет, начиная с картины "Молодежная угроза", снятой, когда ему было всего двадцать. Я видел, как он развивался и взрослел... И потом кого-то берешь на роль по той простой причине, что хочешь его снять в этой роли. Я не могу наводить камеру на кого угодно. Ромен стимулирует твой аппетит. Хочется двигаться вокруг него, наблюдать, как он двигается.

Почему Том решил не мстить за отца?
Потому что месть — это не ответ. Я подумал, что интереснее показать человека, который засовывает револьвер в рот другому и решает не убивать его, а потом решает его убить. В кино убивать людей легко, но в реальной жизни для большинства людей это трудно, — по крайней мере, мне так кажется. Или, точнее, мне так не кажется, я должен так думать. Я должен думать, что убивать нелегко. В противном случае, окажется, что мы живем просто в джунглях. К концу фильма Том должен был стать большей личностью, чем был в начале. Поэтому убийство нам в этом не помогло бы. В оригинале Тобака все сошли с ума. Это другая история.

Нильс Ареструп играет отца Тома.
Он — людоед, а людоеды должны быть вкрадчивыми, в каком-то смысле женственными, несмотря на мужественную внешность, несмотря на власть, которую они излучают. Мальчик-с-Пальчик, чтобы у него волосы встали дыбом, должен слышать нежность материнского голоса из уст людоеда. Голос Нильса Ареструпа — женский голос. Очень точно выставленный по высоте, почти шепот... Когда микрофоны влажные, он превращается в голос Дьявола... Кроме того с помощью образа отца я хотел исследовать особый момент в отношениях "отец — сын", когда отцы становятся сыновьями своих сыновей, и как при этом сыновья открывают для себя, что отцы не будут жить вечно.

Появление господина Фокса является большой удачей в жизни Тома?
Знакомство с Фоксом заставляет его понять природу отношений с отцом. Том хочет добиться успеха на прослушивании. Чтобы сделать это, он должен бросить отца и символически вернуться к матери (пианино олицетворяет его мать). Фокс предоставляет ему расписание и обязательство. Если бы Том его не встретил, он, вероятно, продолжал бы заботиться об отце. Но теперь он должен осознать их отношения и пределы этих отношений. Господина Фокса можно также рассматривать и как сублимированную версию отца, как идеального отца — любящего, надежного и справедливого. Тайного отца. Мать-отца.

Зачем нужен эпилог, действие которого происходит два года спустя?
Именно столько нужно времени, чтобы талант Мяо Линь получил общественное признание благодаря Тому. Столько времени требуется, чтобы показать, что их любовь реальна. Столько времени требуется Тому, чтобы понять, что Мяо Линь — любовь его жизни, женщина, которую он любит и которой восхищается.

Почему исчезают Крис и Алина?
Этот фильм — история человека, который взрослеет. Он взрослеет, потому что музыка учит его, что заниматься махинациями — это тупик. Теперь он лучше понимает женщин. Теперь он умеет с ними говорить и способен сказать Алине, что любит ее. Но главное, что заставляет его идти вперед, это музыка. И именно рядом с Мяо Линь жизнь обретает реальность, что неудивительно, потому что она женщина и музыкант.

В фильме музыка играет важную роль. Как Александр Деспла разработал музыкальное решение фильма?
Тот факт, что Тому приходится слышать и играть много музыки в фильме, означал, что задача Александра предельно ясна: он должен сочинить нечто, что было бы наполовину киномузыкой, наполовину Иоганном Себастьяном Бахом. Александр работал главным образом над характером Тома, чтобы сопровождать музыкой его различные настроения. Его музыка никогда не подчеркивает происходящее, не создает напряжение или саспенс. Это тема Тома. Не знаю, существует ли такая вещь как "психологическая музыка", но этот термин был бы здесь уместен.

Почему вы сохранили Ми-минорную токкату, которую Харви Кейтел играет в оригинале?
В токкатах, в отличие от месс или "Страстей", Бах выступает теоретиком клавишной музыки. Токкаты — строгие, трудные, виртуозные произведения. Это геометрическая музыка, она редко проявляет чувства, в ней отсутствует романтизм. Если бы Том играл, например, Шуберта, ему пришлось бы исполнять музыку, наполнять ее пафосом и экспрессией. Сердцем. Что оказалось бы слишком близко к проблемам Тома. Способен ли он выражать себя? Есть ли у него сердце? Он может играть только такие произведения, как токкаты, потому что вопрос стоит только так: могу ли я играть правильные ноты с правильной скоростью в правильном порядке?
arthas
Кинолог без собаки
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 17 дек 2005, 14:02

Сообщение Комментатор » 08 май 2006, 23:44

откуда источник :)) али всё сам, всё сам? кстати, не мешает ссылочек, вот например:
http://www.kinokadr.ru/articles/2006/05 ... oeur.shtml
и ещё вот:
http://www.kinokadr.ru/films/t/thebeatt ... rtskipped/
Таких как я - вообще нет. В.Хлебников - Маяковскому
Комментатор
Site Admin
 
Сообщения: 2047
Зарегистрирован: 20 фев 2004, 15:45

Сообщение arthas » 09 май 2006, 10:54

Источников много. Я после просмотра столько всякого перерыл. Кое какую инфу ещё кину. Нашел ещё парочку интервью. Хотели ссылок - прошу:
Страница фильма на IMDb http://us.imdb.com/title/tt0411270/
Страница фильма на сайте Allocine.com http://www.allocine.fr/film/fichefilm.html?cfilm=57956
Официальный сайт http://www.thebeat-movie.com/
arthas
Кинолог без собаки
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 17 дек 2005, 14:02

Сообщение arthas » 09 май 2006, 10:57

Обзор прессы

«Наэлектризовано! Рекомендовано к обязательному просмотру. Прекрасный римейк, который совершенствует многозначность оригинала, погружая в эстетическое великолепие и эмоциональную глубину. Вас ждут прекрасные образы, сильные эмоции и восторг от фильма, который бьет и по голове и в сердце».
Манола Даргис, «The New York Times»

«Исключительно! Сценарист-режиссер Жак Одиар доказал «Моим сердцем», что он самый необоримый, самый интуитивный создатель самых захватывающих фильмов во Франции».
Кент Туран, «Los Angeles Times»

«Возбуждающе! Восхитительный микс из хичкоковского саспенса, круто-замешенного экшна и изысканного музыкального фона! А Ромен Дюри обладает яркой харизмой юного Жан-Поля Бельмондо и Алена Делона».
Стефен Холден, «The New York Times»

«Это неотразимое зрелище еще долго будет неотступно преследовать вас! У Одиара чисто французский глаз на захудалые улицы. Богатый деталями, не лишенный чувства юмора фильм».
Ричард Шикел, «Time Magazine»

«Головокружительное, радующее глаз впечатление!»
Оуэн Глейберман, «Entertainment Weekly»

«Ошеломляющий, выдающийся и блестящий! Поразительный портрет человека, раздираемого противоречивыми целями. И редкий случай использования музыкального сопровождения как универсального языка».
Джо Моргенстерн, «Wall Street Journal»

«4 звезды! Стильный, с саспенсом, великолепно сыгранный триллер!»
Дэвид Стерритт, «Christian Science Monitor»

«Потрясающе! Внушительное напоминание о том, что в создании римейка, как в и в музыке, вдохновенная трактовка поворачивает нечто знакомое другой стороной. Ромен Дюри сногсшибательно передает все напряжение и глубину образа, не важно — ходит ли он с пистолетом, совершает ли удачную сделку и показывает зубы, его тело ведет себя так, как будто предостерегает: «Опасность: Высокое напряжение!»
Скотт Фаундес, «LA Weekly»

Последняя токката в Париже
«Сердце» — роман воспитания классических пропорций, урок взросления, становление антигероя, аккуратная пьеса со своими аллегро и модерато в нужных местах; в высшей степени достойная работа, чего уж там. Но не больше».
Станислав Зельвенский, «Афиша», 27.03.2006

«Мое сердце» — вольный ремейк семидесятнических «Пальцев» с Харви Кейтелем, собранный на европейском материале двумя французами — Жаком Одияром (автором «Читай по губам») и прозаиком Тонино Бенаквиста. Преемственность тут не только в баховской партитуре, но и в нервозном, на грани шизофрении, напряжении».
Кирилл Алехин, Time Out, Москва, 09.03.2006

Не стреляйте в пианиста
«Мы не в силах сопротивляться неотразимости этого живого, вибрирующего, жестокого и нежного фильма».
Стас Тыркин, «Новые известия. Pro Кино» №3 (07), 01.03.2006

Криминальный пианист
«Мое сердце биться перестало» Жака Одиара — современный и цепляющий за живое авторский психологический триллер, детально прописывающий природу и физиологию зла».
Антон Мазуров, Total Film, 01.03.2006

Французское «Сердце» — отпечаток американских «Пальцев»
«И опять-таки надо признать, что большим прогрессивным и гуманистическим темам «Сезар» предпочел блестяще сделанный, но довольно формальный жанровый опус Жака Одиара. Он вдохновлен культовым фильмом «Пальцы» американца Джеймса Тобака, который был снят в 1978 году — всего через два года после возникновения «Сезара».
Андрей Плахов, «КоммерсантЪ» №33 (№3364), 27.02.2006

«Мое сердце биться перестало» — это достойная, зрелая и мощная работа, которая улучшила оригинал Тобака, при этом не выказав никой снисходительности или презрения.
Филипп Френч, The Observer, 06.11.2005

Cтреляйте в пианиста
«В целом фильм Одиара сбит крепче, чем картина Тобака: он более логичен в своей структуре, намного менее произволен в диалогах и более правдоподобен в описании характеров. Финал, в котором Том яростно нападает на человека, который уничтожил его отца, но не убивает его, более убедителен».
Филип Кемп, Sight & Sound, 01.11.2005

Как это называется , когда пальчиками по клавишам?
«Редкий пример ремейка, почти не уступающего оригиналу. Одиар и певец неудачников, писатель Тонино Бенаквиста перелопатили фильм Джеймса Тобака «Пальцы» (1978).
Михаил Трофименков (ИД «Ъ»), Rolling stone, 01.11.2005

Берлинале-2005
«...Так составляется фестивальный мейнстрим, на фоне которого особо ярко выделяются немногочисленные авторы, решающиеся на эксперимент. Таков француз Жак Одиар с виртуозным «нуаром» «Мое сердце биться перестало».
Антон Долин, «Газета», 17.02.2005

«...Но мечта о герое в негероической вселенной, выливающаяся в своеобразный иронический романтизм, не позволяет Одиару быть правдивым. Его фильмы — пусть мрачные, но сказки. Нередко такие сказки стоят десятка натужных усилий показать на экране жизнь, «как она есть».
Антон Долин, «Газета», 20.02.2005

«Здесь сам фильм, как партитура, сама душа героя вибрирует в поисках неясного. Жюри, очевидно, услышало свою музыку сфер».
Светлана Хохрякова, «Культура» №8 (7467), 24 февраля-2 марта 2005 года
arthas
Кинолог без собаки
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 17 дек 2005, 14:02

Сообщение arthas » 09 май 2006, 11:00

Фильмография:
(режиссёр)
1994 Смотри, как падают люди /Regarde les hommes tomber/
1996 Очень скромный герой /Un héros très discret/
1998 к/м Французский стандарт /Norme française/
2001 Читай по губам /Sur mes lèvres/
2005 Мое сердце биться перестало /De battre mon coeur s'est arrêté/

Избранная фильмография:
(сценарист и соавтор сценариев)
1982 Смертельная прогулка /Mortelle randonnée/, реж. Клод Миллер
1984 Рождество у Боба /Réveillon chez Bob/, реж. Дени Гранье-Дефер
1984 Враг общества № 2 /L'ennemi public nº 2/, реж. Эдуар Нирманс
1985 Клетка для безумиц III /Cage aux folles 3 — 'Elles' se marient, La/, реж. Жорж Лотнер)
1985 Все смешалось /Sac de noeuds/, реж. Жозиан Баласко
1987 Ангельская пыль /Poussière d'ange/, реж. Эдуар Нирманс
1987 Саксофон /Saxo/, реж. Арьель Зейтун
1988 Убивающая частота /Fréquence meurtre/, реж. Элизабет Рапно
1989 Бакстер /Baxter, реж. Жером Буавен/
1989 Австралия /Australia, реж. Жан-Жак Андриен/
1991 Swing troubadour /реж. Брюно Байан/
1992 Признания психа /Confessions d'un barjo/, реж. Жером Буавен
1994 Смотри, как падают люди /Regarde les hommes tomber/
1996 Очень скромный герой /Un héros très discret/
2001 Читай по губам /Sur mes lèvres/
2005 Мое сердце биться перестало /De battre mon coeur s'est arrêté/
arthas
Кинолог без собаки
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 17 дек 2005, 14:02


Вернуться в Драмы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

cron