Phantom » 09 дек 2005, 12:15
В Голливуде найдется немного сценаристов, которые пишут оригинальные сценарии. Такие люди не стараются играть на штампах определенных жанров, или повторять / копировать предыдущие идеи. Пожалуй, к такой породе сценаристов без всяких сомнений можно отнести Чарли Кауфмана и Эндрю Никкола.
В фильмотографии последнего из них на данный момент значится пять фильмов, но каждый из них привлекает внимание, прежде всего, из-за необычности сюжета. «Гаттака» - фильм о будущем, которое уже наступило. Малобюджетная фантастика с отменным сценарием, хорошими актерскими работами и прекрасной режиссерской работой. «Шоу Трумена» - пожалуй, лучший фильм, снятый по сценарию Никкола. Даже не смотря на то, что продюсеры зарубили первоначальную идею, согласно которой зрители узнают о настоящей жизни Трумена вместе с главным персонажем фильма, картина получилась крайне запоминающейся, и одновременно высмеяла реалити-шоу и человеческую зависимость от телевидения. «Симона» и «Терминал» не стали откровениями в своих жанрах, но, по крайней мере, эти фильмы было интересно смотреть, и опять-таки присутствовал нестандартный сюжет.
«Оружейный барон» - исключение из правил. Никкол не стал изобретать велосипед. Он построил фильм согласно канонам жанра . Главный герой в силу обстоятельств начинает заниматься определенной криминальной деятельностью. В данном случае – торговля оружием. Протагонист делает потрясающую карьеру, его репутация растет не по дням, а по часам. Попутно женится на красивейшей девушке, вскоре появляются дети, бизнес процветает… Но в один не самый прекрасный день усилиями стражей порядка идеальная жизнь с стремительной скоростью начинает лететь под откос. Жена грозит разводом, полицейские грозят пожизненным заключением, заказчики грозят смертной казнью за невыполнения заказа…
В первой половине фильма Юрий Орлов мотается по всему свету, заключает сделки, продает, покупает, доставляет. Красивая жизнь, деньги, дорогие костюмы, дорогие девушки, новые контракты, еще больше денег. Игра в кошки-мышки с Интерполом, победителем которой с легкостью становится главный герой картины. Забавные, опасные и интересные ситуации. Знакомство с девушкой своей мечты, свадьба, дети… Первые пятьдесят минут фильма пролетают на одном дыхании. Их весело и интересно смотреть.
Но потом фильм начинает превращаться из легкого необременяющего ничем зрелища в более или менее серьезное кино о вреде торговли оружием. Понятное дело, что динамика картины начинает мгновенно падать, сюжет порой начинает провисать. Правда, фильм не собирается ни перед кем оправдываться. Все герои фильма – отпетые негодяи, и у создателей картины нет никакого желания превращать их в положительных героев.
Николас Кейдж сыграл главного героя фильма. Сыграл он его, с одной стороны, плохо; с другой стороны – отлично. Почему плохо? Наверное, потому что в отличие от большинства подобных фильмов зритель не будет сопереживать или сочувствовать Юрию. Персонаж Кейджа не вызывает вообще никаких эмоций. Он – машина для покупки / продажи крупных партий оружия. Но вот если посмотреть с другой стороны, то Кейдж исполнил свою роль на ять. На мой взгляд, Эндрю Никкол специально сделал своего героя безжизненным существом. Юрий может в одиночку начать войну, но в то же время он – лишь болтик в гигантском механизме. Убери его, поставь на его место другого – и ничего не изменится. Юрий занимается продажей оружия во все не из-за денег, просто-напросто у него это хорошо получается, и ничего больше он делать не умеет. Если рассматривать Юрия в этом ракурсе, то Кейдж великолепно исполнил роль трудоголика, которому на все наплевать, за исключением своей работы. И если придется делать выбор между семьей и работой, то выбор будет сделан в пользу последней.
Написав интересную историю и диалоги, слушать которые одно удовольствие, Эндрю Никкол не забыл и о визуальной составляющей. Картинка не поражает воображение какой-то запредельной красотой, но смотреть очень приятно. Вдобавок, Никкол по всему фильму разбросал кучу сцен, который точно вспомнятся после просмотра: кокаиновая дорожка в виде карты Украины; поваленная статуя Ленина, на который Юрий подсчитывает прибыль; разбор самолета за двадцать четыре часа; красивейший рекламный ролик «Калашникова»… Но гвоздем программы стало «путешествие пули». Это – лучшие начальные титры этого года. Камера, словно приклеившись, к пуле следует за ней постоянно, начиная от завода по производству оружия, и заканчивая головой какого-то мятежника.
Итого: неплохое кино, которое по большей части интересно смотреть.
Not bad for... a human.