Phantom » 14 окт 2005, 15:32
Как странно... Сегодня я испытал чувство, которое уже успел позабыть. Чувство, которое невозможно описать в двух-трех… ста словах. Чувство, которое не возможно потрогать, но которое сидит где-то там, глубоко в тебе. Чувство, вызывающее бурю эмоций, в которых смешается многое, и которые будут бить через край. Чувство, которое побуждает желание говорить о фильме часами. Чувство, которое призывает немедленно пересмотреть данное кино. Чувство, которое может влюбить зрителя в персонажей фильма. Такое чувство появляется, когда ты посмотрел отличное кино. Именно кино. Не красивую картинку со спецэффектами и суперзвездами в главных ролях, а фильм, который делает одну простую, но столь редко встречающуюся вещь в современном кинематографе – он заставляет чувствовать и сопереживать.
Полицейский, расследующий убийство… Два паренька, промышляющих разбоем на дорогах с целью угона автомобилей… Преуспевающая супружеская пара, подвергшаяся ограблению… Семья, владеющая небольшим магазинчиком… Коп, прослуживший в полиции семнадцать лет и ненавидящий людей не с белым цветом кожи. Молодой коп, не одобряющий действия своего напарника… Супружеская пара, подвергшаяся унижениями со стороны полицейских… Бывший член молодежной банды, пытающийся жить нормальной жизнью…
Что это? Драма? Детектив? Триллер? Комедия? В фильме найдется место всем этим жанрам. Пол Хаггис, ставший известным в прошлом году благодаря “Оскару” за сценарий к “Малышке на миллион”, не просто так нагородил столько сюжетных линий. Да, можно сказать, что фильм о проблеме расизма в современной Америке. Но авторы фильма не ищут ответы на вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Они не стараются провести грань между тем, что хорошо, а что плохо; что правильно, а что нет. Они показывают разные точки зрения на данную проблему, но делать выводы оставляют зрителям.
На мой взгляд, фильм совсем о другом. Он о событиях, которые могут случиться с каждым из нас; о событиях, которые нельзя предугадать, предвидеть и предотвратить. Эти события могут быть совсем незаметными на первый взгляд, но они могут в одно мгновение перевернуть всю нашу жизнь. Присутствие стольких сюжетных линий в фильме – не красивый прием для создания запутанности истории, а средство для выражения того, что встречи с незнакомыми людьми зачастую во многом меняют нашу жизнь. Пускай, все эти истории мало связаны друг с другом, но в них есть одно общее – все они пересекутся в определенной точке, после которой не будет пути назад.
Об актерском составе фильма можно сказать очень просто – фантастический кастинг. Вот так вот. Немного и немало – фантастический кастинг. Полу Хаггису удалось привлечь в свой фильм разноплановых актеров. Скорее всего, многих из них вы не знаете по именам, но точно помните по лицам. В фильме нет суперзвезд (есть, правда, Сандра Баллок, которая может подойти под данное определение). И это хорошо, так как они лишь только мешали бы фильму. Никто не тащит одеяло на себя. И главное то, что фильм позволил актером сыграть и показать, на что они способны. Большое количество персонажей, без определения главных действующих лиц, привело к тому, что практически у всех равное количество экранного времени. И у актеров есть порой всего лишь несколько сцен на весь фильм, чтобы доказать свое актерское мастерство. И как это не удивительно, у них это получается. Каждый выложился на сто процентов. Радость, горе, ненависть, отчаяние, гнев, опустошение, бессилие… Все эти чувства знакомы каждому человеку, но именно их так сложно показать на большом экране. Но здесь веришь актером, веришь в то, что они не играют, а живут своими героями.
Дон Чидл в самой первой сцене фильма, смотря в камеру своими печальными глазами, произносит небольшой монолог, который во многом задает тон всему фильму. Но уже за это, за всего лишь несколько фраз можно смело ему аплодировать. Дону достался непростой образ: с одной стороны, его персонаж делает отличную карьеру, но с другой стороны у него куча проблем в личной жизни – больная мать, с которой он находится в непростых отношениях; и брат, пошедший в жизни противоположной дорогой. Что выбрать? Что важнее в жизни? Это вопросы, на которые Грэхам пытается найти ответы, но не особо преуспевает в этом.
Мэтт Диллон, пропавший куда-то в последние годы, вернулся в роли полицейского-расиста. Но это одна сторона медали. В то же время он без всяких сомнений готов пожертвовать собой, для того чтобы спасти человека вне зависимости от цвета его кожи. У Мэтта, как и у всех в фильме, не так уж много сцен, но зато в каждой из них он предстает перед нами с абсолютно разных точек зрения. Посмотрите на него в сцене разговора с его отцом. Посмотрите на его взгляд, в котором читается страстное желание помочь отцу, и в то же время горечь от безысходности ситуации, в которой они оказались. Посмотрите на него в сцене задержания супружеской пары. Посмотрите, каким ублюдком он показан здесь, сколько удовольствия он получает от этого процесса. И посмотрите на него в одной из самых сильных сцен фильма – это Райан (Мэтт Диллон) и Кристин (Тэнди Ньютон) в перевернутой машине. Опять-таки случай свел этих людей вместе, только на этот раз в абсолютно другой ситуации. Это одна из самых запоминающихся и потрясающих сцен, которые мне довелось увидеть в фильмах этого года. Она блестяще поставлена, сыграна и снята.
Тэнди Ньютон излучает столько энергии в каждом кадре, что экран готов взорваться в следующую минуту. Терренс Ховард крайне убедителен. Дженнифер Эспозито, Сандра Баллок, Райан Филипп, Карина Аррояве, Брендан Фрейзер, Лудакрис и другие актеры, занятые в фильме, замечательно исполнили свои роли. О каждом из них можно написать немало восторженных слов.
В фильме есть еще один персонаж, имя которого не раз произносят вслух, но который предпочитает рассказывать о себе не словами, а действиями. Имя этого персонажа – Лос-Анджелес. В прошлом году Майкл Манн заставил нас влюбиться в ночной Лос-Анджелес. Пол Хаггис сделал прямо противоположное – он заставил нас ненавидеть этот город. Город, в котором может случиться всё что угодно. Город, в котором за каждым поворотом нас ожидает опасность. Город, которому всё равно, сколько ты зарабатываешь; на какой ты стороне закона; счастлив ли ты в личной жизни или нет... Если ему нужно, он сделает всё, чтобы твоя жизнь превратилась в ад. Он наплюет на тебя. Он будет издеваться над тобой, сколько захочет. Он покажет, что ты ничтожный винтик в многомиллионном человеческом механизме... И ты ничего не сможешь сделать, чтобы хоть как-то воспрепятствовать этому. И потом если он захочет, он отпустит тебя. Или убьёт. Третьего не дано.
Весь фильм словно вторит этому городу. Он также издевается над зрителем. Представив в первые тридцать минут всех героев картины, он немного отойдет в тень, позволив наивному зрителю подумать, что ему всё известно о персонажах: кто хороший, кто плохой; кто выживет, кто нет; у кого будет хэппи-энд, а у кого нет. Не верьте этому фильму. Через полчаса он вернется и ехидно посмеется над вами. Ему не составит ни какого труда перевернуть всё с ног на голову. Он заставит вас переживать за каждого персонажа. Он заставит вас прожить тридцать шесть часов вместе с героями картины. Он заставит вас смотреть каждую сцену, затаив дыхание, потому что не знаешь (и не можешь знать), что припасено в кармане фильма для каждого героя. И в концовке он оставит много вопросов, но вопросов не по поводу сюжета, а – по самому фильму, по тем проблемам, который он затрагивает. Наконец, он сделает самое главное, что может сделать кино – он заставит задуматься зрителей. Задуматься не только о фильме, но и том, о чем рассказывает этот фильм.
Дописывая свой отзыв, я хочу сказать лишь одно – я безумно счастлив, что наконец-таки в этом году я посмотрел фильм, который вызвал во мне столько эмоций. Посмотрите этот фильм. Вы ничуть не пожалеете. Такие фильмы – редкость в наше время. А такие фильмы в современном американском кинематографе – редкость вдвойне.
Not bad for... a human.