Джокер » 04 янв 2011, 09:46
Аронофски, конечно, молодец. В том смысле, что протянув шесть лет после "Реквиема" и с трудом выдав нам "Фонтан", он явно обрёл второе дыхание где-то на съемках "Рестлера" и теперь энергично снимает одно кино за другим, меняя тематики и жанры. В "Чёрном лебеде" эта энергия видна от первого до последнего кадра - на протяжении 100 минут хронометража совершенно лишенный жира фильм только и делает, что ускоряет темп, и зёрна лёгкого безумия, посаженные уже в первых сценах, ближе к третьему акту вырастают в намеренно плохо контролируемый и какой-то совершенно прекрасный хаос, за которым хочется наблюдать и наблюдать до бесконечности.
Блестящая Портман в роли уровня тех, которыми гордятся даже великие, танцует без перерыва на обед и сон, изображает забитую девочку, переходит на тёмную сторону и сходит с ума под громовые аплодисменты. Мила Кунис невероятно приятно удивляет, Кассель упрямо тянет на себя внимание, Барбара Херши мечется между заботливой мамой и домашним тираном, в итоге оказываясь вообще непонятно кем. Клинт Манселл тем временем усиленно повторяет за Чайковским, а Мэтью Либатик то по привычке смотрит в затылок Портман, то кружит вместе с ней по сцене. Что же до заправляющего всем этим Даррена, то он с иронией высказывается на тему перфекционизма и "вхождения в образ", причем улыбка нередко переходит в маниакальный хохот, когда фильм уходит в чисто жанровое кино - что-то почти класса "Острова проклятых", если вспоминать недавние примеры - и, соблазняя зрителя, выдает то нарочитую мелодраму, то сочный психологический хоррор с громкой музыкой, галлюцинациями, дезориентирующими монтажными фокусами и намеренным переигрыванием актеров.
В этом всём есть своя особая прелесть, что-то, что невероятно подкупает и заставляет одновременно качать головой и невольно восхищаться режиссурой, которая, освободившись от гнёта камерного слезливого инди про рестлера, кажется, вот-вот готова выйти из-под контроля. И на самом деле, Аронофски так увлекается, что забывает даже установить первоначальную связь с персонажем - галлюцинации героини Портман начинаются уже в первые минуты фильма, когда мы её ещё почти не знаем, и здесь оступается не только режиссер, но и трио сценаристов - невольно возникает вопрос, а как она вообще до сих пор в балете с такой явно слабой психикой, да ещё и борется за ведущие роли. Даррена, впрочем, это не заботит - он уже далеко отсюда, с особой страстью расставляет по всем углам мелкие детали, подсказки и намёки, и, совершенно не думая о какой-то изысканности или утонченности, навязчиво играет с зеркалами и одевает героев либо во всё белое, либо во всё чёрное. И этим не ограничивается.
Когда это всё подходит к своему взрывному финалу, чувствуешь себя в хорошем смысле опустошенным и выведенным из спокойствия - эффект, который редкое кино способно произвести в наше время, и уже за это "Чёрного лебедя" стоит ценить. Как и за блестящие актерские работы и абсолютную режиссёрскую самоотдачу. Но эмоциональная связь с главной героиней не так сильна, как должна быть, а на первый план выходят загадки и мелкие детали в отдельных сценах и диалогах, которые из-за слабости этой самой связи не очень хочется раскрывать и обдумывать (в отличие от того же "Острова проклятых", да и "Начала" тоже). Всё это нет-нет, но безусловно смазывает впечатление от фильма, который в итоге оказывается хорош прежде всего с точки зрения режиссуры. Впрочем, ключевой момент - концовка - пропитан такой энергией и самоотдачей всех участников, что не пробирать просто не может. Если весь фильм и не идеален - то по крайней мере Натали говорит о себе истинную правду.
Forget it Jake, it's Chinatown.