Джокер » 04 ноя 2010, 01:48
Вся карьера Аффлека-старшего, меньше чем за 15 лет успевшего пройти по дороге "Оскара" и внезапной славы, затем свернувшего на путь прямо противоположный, а потом вдруг триумфально вышедшего на свет в конце тоннеля - это всё из разряда "один случай из тысячи", и тем более удивительно с учетом того, что "Оскар" был за сценарий, все провалы были перед камерой, а триумф - за ней. И никаких предпосылок к тому, что "Прощай, детка, прощай" в итоге получится практически шедеврального уровня, изначально не было - да, актерский состав, да, первоисточник, но ведь от кого все в итоге зависит? Правильно, от человека в режиссерском кресле, на которого мы, конечно, могли всеми силами надеяться, но и внутренний циник и скептик в это время не дремал.
Тем приятнее после всего этого было наблюдать за успехом, смотреть замечательное кино и осознавать, что человек прямо на наших глазах сумел пройти законченный круг и в итоге проявить себя со стороны лучшей, чем когда-либо прежде. После такого "Город воров" не ждать было просто нельзя - да, Аффлек на сей раз поместил самого себя перед камерой, и уже явно склонялся больше в сторону умного массового драматического боевика, пытающегося казаться младшим братом "Схватки", чем авторского кино. Но верить в новоиспеченного автора все равно можно и нужно было. В конце концов, и не из таких ловушек выбирались талантливые режиссеры.
Вера в итоге не была наивной - Аффлек на экране в первых же кадрах, и он, что сразу заметно - заматеревший, абсолютно уверенный в себе и чувствующий себя так спокойно и уютно, как не чувствовал уже лет десять. При этом он все равно не на уровне всех остальных актеров, которые - также как три года назад Мишель Монаган, Морган Фриман, Эми Райан и Эд Харрис - вживаются в свои роли так, будто родились, выросли и провели на улицах Бостона всю жизнь. Реннер излучает море харизмы без всяких видимых усилий, Хэмм, получая перерыв от интеллигентных пауз "Безумцев", орёт, угрожает и бьет морды, Блэйк Лайвли уверенно затыкает рты всем, кто сомневался в актерских способностях главной героини сериала "Сплетница", Ребекка Холл снабжает кино драмой и сердцем, а Крис Купер в единственной своей сцене создает чуть ли не самого запоминающегося и трагичного персонажа этой истории.
История тоже - крепкая, увлекательная, драматичная, и похожесть на "Схватку" (а заодно и "Отступников" с той же "Прощай, деткой") тут вовсе не является проблемой, ибо держится под контролем, не считая разве что сцены с кульминационным телефонным разговором. Эпическая трагедия Манна заменяется на локальную, энергичную драму, где вместо суровых мужчин в костюмах - простые пацаны с района и простой агент, просто выполняющий свою работу, вместо Той Самой Перестрелки - полторы погони и немного стрельбы, вместо пронизывающей музыки - меланхоличные нотки Грегсона-Уильямса. На экране, посреди ограблений, допросов и перестрелок - изначально переплетение личных, почти камерных историй, ограниченных узкими улочками одного городского района, жители которого могут сколько угодно мечтать о том, чтобы жить в лучшем мире, но шансов у них нет. Или есть?
Аффлек показывает, что есть, более того - пытается развивать истории в нечто более масштабное. И если линия Аффлека и Холл от начала до конца остается честной, нефальшивой и убедительной, линия Аффлека и Реннера - ещё более таковой, то когда персонаж Пита Постлетуэйта неожиданно оказывается местным Кайзером Созе, наш главный герой ставит своей целью искупление всех грехов и домик у озера, а концовка преподносится в манере "Побега из Шоушенка" - понимаешь, что вот тут-то Аффлек и оступился. Кино резко начинает вырываться из заданных рамок, происходящее вмиг перестает быть правдоподобным, тон совершает поворот на 180, а лучшими персонажами так и остаются герои Реннера и Лайвли. "Городу воров", как в общем и абсолютно любому фильму, в теории подходит абсолютно любой финал - главное достойно его преподнести. У Аффлека это не получилось, и это не сильно портит его фильм - просто делает не более чем крепко сбитой, умной криминальной драмой, к которой не хочется даже возвращаться, как бы хороши не были её первые два часа.
Forget it Jake, it's Chinatown.