Джокер » 31 дек 2010, 21:34
Это было два года назад и сразу же классика - Швеция 80-х, забитый парнишка, странная девочка и лаконично-пронзительная почти лавстори на фоне идеально чистых заснеженных вечерних дворов. Снимать это по второму разу, почти сразу же, в Америке, с режиссером "Монстро" и Убивашкой в главной роли, - это было святотатство и ересь, за которую преданные фанаты оригинала, дай им только волю, сожгли бы живьём. Так и оказался режиссер Мэтт Ривз со своими актерами между молотом и наковальней, между двумя оригиналами - книгой и фильмом, между желанием расширить аудиторию и оставить сюжет неизменным, между стремлением снять хорошее кино и грузом, который неминуемо должен нести каждый фильм направления "римейк".
Так и принял режиссер свою долю, честно, но безуспешно попытавшись убедить публику, что всё будет хорошо, спокойно взял свои двадцать миллионов и уехал в холодное Нью-Мексико доказывать, на что он способен, снимать своё кино. Кино то же самое, но другое, рассказывающее ту же историю по-своему, со своими деталями, со своими находками, стилем и духом.
И вот уже связь между забитым мальчиком и странной девочкой становится куда больше настоящей детской любовью, чем использованием второй первого, откуда ни возьмись появляется логичный полицейский в исполнении всегда приятного Котеаса, "отец"-Дженкинс при помощи двух новых кадров и двух новых реплик превращается из одномерного старика с лицом педофила во вполне себе трагичного живого человека, за которым целая жизнь. Наконец, тут и там не устают мелькать прочие занимательные нововведения в виде шедеврально поставленной автокатастрофы и не менее шедевральной открывающей картины мигалок в заснеженном лесу, мгновенно обдающей холодом и настраивающей на нужный лад.
Стоило перенести эту историю из одной страны и культуры в другую, как вся картина вмиг преображается. Там, где оригинал отличался своей чисто шведской лаконичностью, невероятной чистотой и гармонией и отсутствием хоть чего-то лишнего, и скупыми эмоциями, пробивавшимися сквозь корку льда, американское "Впусти меня" - остается ненавязчиво, но ощутимо американским от начала до конца. Здесь кадр - заметно богаче и полнее, наполнен жизнью и движением, настроение - теплее, вместо "Аббы" играют Дэвид Боуи и Blue Oyster Cult, середина истории переносится в начало фильма, а сам мир, в котором происходит действие - по-своему куда более реален и близок.
Во всем этом есть своя красота, стоящая не выше или ниже красоты оригинала, но рядом с ней, и Мэтту Ривзу так удобно придумывать собственные находки и переносить костяк сюжета в другую обстановку, что он бы только этим и занимался, но на пути встают многочисленные детали, с которыми хочешь не хочешь, а приходится что-то делать. И вот здесь-то злосчастная ноша римейка наконец догоняет режиссера и начинает его ограничивать - и уже выглядит неуместным этот кубик Рубика, пара удаленных реплик приводит к тому, что целая сцена оказывается почти бессмысленной (ну как можно заявлять "я не могу быть твоим другом" человеку, которого вообще не знаешь), наконец, отсутствие Того Самого Кадра кажется скорее компромиссом с аудиторией, нежели оправдывающим себя решением. О чём думал режиссер, когда использовал смехотворную компьютерную анимацию и устраивал в кадре предельно бессмысленную кровавую массякру - на просмотре непонятно и вовсе.
И тем не менее, это непонимание, среди прочего, как нельзя лучше указывает на то, насколько хорошо справился Ривз со всем остальным фильмом. Говорят, римейки - зло, говорят, они априори бессмысленны, ленивы, ничего не добавляют оригиналу, а когда их хвалят за то, что они не выставляют оригинал в плохом свете - это звучит почти издевательски. С этим можно и нужно соглашаться, но не в этот раз. Ривз снял римейк в лучшем смысле этого слова - взял ствол истории и вырастил на нём новые ветки, сделал историю безошибочно своей. И пусть фильм в итоге ни разу не расширил аудиторию, собрав в прокате не больше оригинала - это уже неважно. Может быть, кто-то и скажет, что одна и та же история, достойно рассказанная довольно разными способами - это плохо. Это точно буду не я.
Forget it Jake, it's Chinatown.