Джокер » 31 окт 2010, 01:40
1987
“Greed, for lack of a better word, is good. Greed is right. Greed works…” – произносит посреди своего центрального монолога Гордон Гекко, и в этот самый момент навсегда вписывает себя в историю кино, а вместе с собой и весь фильм. Первая и последняя в своём роде финансовая драма, на все 100% раскрывшая и сразу же навсегда закрывшая тему финансовых махинаций, брокеров, дельцов, акул большого бизнеса, продажи акций, сложносочиненного финансового жаргона и всего прочего, что ассоциируется с титульной нью-йоркской улицей. Стоун снимал на пике карьеры, прямо между «Взводом» и «Рожденным 4 июля», и «Уолл-стрит» - это кино если и не мастера (можно спорить, а был ли Стоун вообще таковым когда-нибудь), но, по крайней мере, режиссера, который целиком определился со своим стилем, точно знает, чего хочет, и так уж получилось, что ни разу не сходит с верного пути. Стоит закончиться элегантным вступительным титрам под Синатру, как нас буквально зашвыривают в бурлящий котёл, представляющий собой мир Уолл-стрит, и не отпускают до самого финала, в котором Стоун превращает фильм в остросюжетный триллер; но он не имел бы свой сегодняшний статус, если бы не затрагивал в итоге куда более серьёзные, старые и масштабные темы. Используя предоставленный ему небанальный антураж, режиссер выстраивает перед нами абсолютно классическую историю о метании между добром и злом, алчности и искуплении – причём на фоне не только Уолл-стрит, но и на фоне целого десятилетия. От видов Нью-Йорка с высоты птичьего полета до музыки, от одежды до причесок, от улиц до зданий, от ресторанов до лимузинов – это фильм, который буквально дышит 80-ми и их философией зарабатывания лёгких денег. И представитель этой философии – Гекко, идеальный герой своего времени, бесконечно харизматичная сволочь, которая вцепляется в фильм железными когтями и не отпускает вплоть до кульминации, после которой Стоун внезапно удаляет её со сцены и, в своих лучших традициях, с мягкостью и ненавязчивостью кувалды преподносит зрителю мораль – старую, как мир, и такую же скучную. При таком раскладе неудивительно, что многие зрители были очарованы Гордоном сильнее, чем кто-либо предполагал, считали его героем и даже шли работать на Уолл-стрит. Неудивительно, и от этого лишь более иронично.
2010
23 года осталось позади, изменилось время, изменились люди, изменилась политика, изменился кинематограф. Изменился и Стоун, от сильного и злободневного кино перешедший к, по большей части, не пойми чему. Но одна из вещей, которые не изменились – или, по крайней мере, так настаивает режиссёр – это Уолл-стрит, на которой лишь ЖК-мониторы заменили старьё 80-х, но зато дух и атмосфера остались прежним.
Всё также играет незамысловатая песенка на фоне городской линии горизонта, экран делится на множество частей, проворачиваются финансовые махинации и решается судьба больших, очень больших денег. На дворе финансовый кризис, а на Уолл-стрит всем рулят новые гордоны гекко, пока настоящий Гордон, постаревший, поумневший и из злодея ставший антигероем, выходит из-за решетки, толкает речи, курит кубинские сигары и с хитрым прищуром следит из-за кулис за всем происходящим на сцене, разрабатывая свои собственные планы.
Место терзаемого демонами Бада Фокса занимает во всём идеальный герой Шайи Ла Бафа, добавляются прекрасная Кери Маллиган и старый мудрец Ланджелла, которому не повезет быстро погибнуть и привести в действие детективный сюжет, который неуклюже примешивается к истории о финансовом кризисе, истории любви и истории отношений отца и дочери. За отсутствием искромётных диалогов, сфокусированности сюжета и Гордона Гекко 1987 года, эта история, хотя и состоит из многих тех же элементов, вяло движется вперед два с лишним часа, не имея ни малейшего понятия, в какую именно сторону ей направиться.
Дуглас, наконец-то выходящий на первый план к тридцатой минуте, становится впереди локомотива и тянет вперед изо всех сил, но вытянуть к чему-то по-настоящему достойному не может. И все эти многочисленные вставные аттракционы с гонками на мотоциклах, тратой полутора миллионов, разоблачениями в блогах, настойчивыми оммажами «Хорошему, плохому, злому» (аж двумя) и камео восковой фигуры Чарли Шина, они тоже – не помогают. Ибо они, в конце концов, столь же бессмысленны, сколь и развлекательны.
Когда же многообещающая кульминация оборачивается беззубым, откровенно слабым и неубедительным хэппи-эндом, всё, что остается – это с горечью вздохнуть и вспомнить старые добрые времена. Форма осталась прежней, а содержание превратилось в откровенную кашу, несфокусированную и предельно бессмысленную. Свою главную ошибку Стоун совершил, когда решил сделать человека-легенду просто человеком, и решил, что зрителю интересны подробности личной жизни Гордона Гекко. И после этого он не исправил положение, добавив к одной теме ещё пяток и в итоге не раскрыв до конца ни одну. Зато показав, что и жили они все долго и счастливо. И таким образом наглядно продемонстрировав, в какую сторону он как режиссер изменился за эти 23 года.
Forget it Jake, it's Chinatown.