Джокер » 23 мар 2010, 20:39
После просмотра "Зелёной зоны" очередной раз появляется впечатление, что на фильмы об Ираке, которые называются не "Повелитель бури", наверное, наложено какое-то проклятие. Ведь если у кого и были наибольшие шансы сделать новый фильм об этой войне одновременно качественным и успешным в прокате, то у этих людей - у сценариста Хельгланда, у режиссера Гринграсса, у оператора Экройда, у замечательных актеров Дэймона, Киннера, Глисона, Райан, Айзекса. Но получился снова - пшик. Вдобавок с таким треском провалившийся в прокате, что Universal в который раз за последние два года становится так жалко.
С одной стороны, Гринграсс снова снимает всё как раньше, а раньше было очень и очень хорошо. Ручная камера Борна - check. Сам Борн в кадре - check. Агрессивный, не дающий вздохнуть монтаж Борна и Потерянного рейса - check. Безостановочный экшн - check. Однако новый фильм Гринграсса - это ни то, ни другое, ни хёртлокер. Фильм не тратит времени на экспозицию - не успеет появиться на экране название фильма, как камера уже трясется, а Рой Миллер бежит осматривать склад с ОМП, чтобы в очередной раз понять, что никакого ОМП там нет.
Последующий хронометраж проходит под флагом многочисленных экшн-сцен, бессмысленных и беспощадных, необязательного сюжета, провалов в логике, безликих штампованных персонажей и продолжающей трястись камеры. Это извращенный детектив, в котором мы уже семь лет знаем, что убийца - садовник; это экшн, который не захватывает ни за что, несмотря на дикий адреналин - потому что мы все равно знаем, что убийца - садовник; это триллер, настолько простой, неактуальный и банальный, что творящийся на экране примитив порой воспринимается едва ли не как оскорбление зрителю.
Рой Миллер бегает из одного места в другое в поисках правды, противостоит бюрократу, докладывает ветерану-ЦРУшнику, между делом общается с журналисткой - но кто они такие, все четыре, плюс персонаж Джейсона Айзекса? Никто - ходячие штампы, чуть ли не карикатуры, безликие и бесхарактерные, если положительные - то без тени отрицательного, если отрицательные - то настолько, что ненавидишь с первой секунды. По сути, единственный живой персонаж во всем этом хаосе - тот самый одноногий переводчик, пусть раздражает, пусть нелогичен, пусть во многом вообще не нужен фильму - но ведь настоящий, чертяка, живой, вызывающий хоть какие-то эмоции, в то время как все остальные отчаянно пытаются найти в сценарии хоть что-то, что дало бы им сыграть. Но там ничего нет.
Где оскароносица Бигелоу снимала простое, честное и самое главное - аполитичное (и этим подкупавшее) кино о людях на войне, в котором война могла быть какой угодно, а на первый план ставились характеры, Гринграсс снимает нечто прямо противоположное - большое, громкое, политизированное, примитивное и совершенно бессмысленное. Кино начинается, проходит и заканчивается, а зачем было тратить десятки миллионов и драгоценное время всех участников, так и остается непонятным. Видимо, чтобы придержать Гринграсса и Дэймона для четвёртого Борна, а заодно напомнить, что никакого ОМП в Ираке найдено не было. Ну что ж, Борна уже не будет, зрителям на фильм по барабану, а то, что убийца - садовник, мы знаем уже семь лет. И если этот проект не был бессмысленным тогда, он точно является таковым сейчас.
Forget it Jake, it's Chinatown.