Идущий » 09 фев 2009, 12:18
Пролетая над гнездом кукушки: Лети, Форест, лети!
One, two, three, four, five, six, seven.
All good children go to heaven,
One flew east, one flew west,
One flew over the cuckoo's nest.
Знал ли Кизи, сев когда-то за написание книги, что однажды его творение, будучи запечатленным на кинопленке, станет бессмертным? Знал ли Форман, снимая картину, что создает шедевр? Знал ли Николсон, что роль МакМёрфи станет одной из лучшей в его актерской карьере? Наверное, нет. Ведь, как известно, худший способ создать шедевр – это делать что-то с желанием его создать. А результат налицо. Фильм, ставший киногимном свободы в самом широком смысле этого слова: личной, социальной, политической, мировоззренческой. В чем успех фильма, в чем его секрет его долгожития, а в перспективе, возможно, и кинематографического бессмертия?
Сдается мне дело в той поразительной гармонии простоты и сложности, с которой Форман рассказал эту историю. Совершенно неразрешимые философские вопросы достижения свободы для всех и каждого рассказаны через историю жизнерадостного бродяги, не сумевшего так же легко и непринужденно пролететь «над гнездом кукушки», как он пролетал всегда и всюду. Зритель, вслед за Форманом, понимает, что проблемы, которые Кизи поднял в своей книге, вечны, они преследуют человека в любом возрасте и человечество на каждой ступени эволюции. От того так мучительно больно МакМёрфи слышать, что большинство пациентов в клинике находятся здесь добровольно, что они сами отказались от того, чего он так страстно желал. И еще больнее ему от того, что сестра Рэтчед, представитель государственной машины, убивает всякое желание свободы во имя всеобщего блага, дисциплины и равенства. Убивает и морально, и физически. Будучи уверенной в своей правоте.
Форман с присущей ему глубинной простотой рассказал о том, что его так волновало. Он использовал все средства, которые мог, чтобы выразить то, что было для него так важно. Это и великолепный сценарий, история, рассказанная так, как она должна выглядеть на большом экране. И актерский состав, где кроме Николсона заняты такие великолепнейшие актеры, как Кристофер Ллойд, Денни де Вито, Брэд Дуриф. И наконец, удивительная атмосфера свободы. Внешней, олицетворенной в пейзаже гор и прерий, которыми начинается и заканчивается фильм. И внутренней, ставшей единственным богатством МакМёрфи.
В этой истории нет правых и виноватых. Есть два равных лагеря, которые вечно будут противостоять друг другу. Одни будут стоять на страже общественного порядка любой ценой. Другие будут любой ценой бороться за свою свободу и свободу других. Вечные надзиратели и вечные бунтари.
Нет в этой истории победителей и побежденных. Сестра Рэтчед снова правит бал в своем маленьком мирке, подобии государства, где все обязаны принимать пилюли и смотреть по телевизору то, что им позволено. Но когда вождь уходит, он говорит: «Я чувствую себя большим, как гора». А значит МакМёрфи не напрасно пытался достучаться до пациентов этого государства с одной единственной мыслью: «Лети, Форест, лети!». Впрочем, это уже совсем другая история.
Идущий
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе