Отзыв за
Бывают фильмы, которые заставляют нас чувствовать и проживать жизнь вместе с персонажами. Бывают фильмы, которые заставляют думать над поставленными в них проблемами и современным положением вещей. А бывают картины, объединяющие в себе эти качества. Можно долго рассуждать о технических достоинствах новой работы Дэвида Финчера, о небывалой красоты картинке, впечатляющих спецэффектах и феерической работе гримеров, но «Баттон» — это кино, заставляющее взглянуть на свою собственную жизнь и задуматься над многими вещами. Удивительная история, в центре которой переплетаются множество маленьких, но важных мыслей: никогда не бойся начинать всё с чистого листа; в человеческих отношениях женщина стареет, а мужчина молодеет; лишь после смерти близкого человека мы понимаем, насколько мы его любили. Все мы боимся старости и смерти, но больше мы боимся одиночества в старости, и того момента, когда придет время подводит итоги, и окажется так много всего, чего ты не достиг и не сделал, а многие мечты так и остались мечтами.
«Бенджамин Баттон» — это даже не столько кино о жизни и смерти, сколько картина об отношениях, насколько мы готовы к ним, и как судьба сводит нас вместе или разлучает навсегда. Бенджамин и Дэйзи встретились еще в детстве, но прошло немало времени, пока наступил идеальный момент для их взаимоотношений. Через многочисленные встречи и расставания главных героев Финчер отчетливо напоминает зрителям, что ничто не вечно. Люди рождаются, живут и умирают. Жизнь пролетает, словно мгновение. Мы меняемся со временем не только внешне, но и внутренне. Изменяются наши взгляды, мировоззрение. Мы встречаем новых людей, расстаемся с любимыми и друзьями. Ничто не вечно в этом мире. Даже целые современные города уходят куда-то в историю, потому что уже где-то близко бушует ураган, который сотрет город с лица земли, оставив от него лишь название и память в сердцах его жителей.
Картина Баттона интересна еще одним подтекстом, никак не связанным с главным героем — история Каролайн и её матери. Для всех нас родители — самые близкие люди, которые, что бы ни случилось, всегда готовы помочь. Но так ли мы много знаем о них? До нашего рождения у них была абсолютно другая жизнь, и очень редко они о ней рассказывают: вспоминают забавные и грустные моменты дел минувших дней, но почему-то нас никогда не покидает уверенность, что они были совсем другими людьми, о жизни которых мы так мало знаем и её детальные подробности могут открыть для нас наших родителей с совершенно другой стороны.
«Бенджамин Баттон» не пытается навязать свою точку зрения, не желает применять к себе формулу слезовыжималки. Картина предлагает огромное пространство для исследования и заставляет не только восхищаться художественными прелестями, но и еще покопаться в самом себе, развернуть на сто восемьдесят градусов точку зрения, что всё хорошее в жизни осталось далеко позади, и ничего запоминающегося в дальнейшем не произойдет.
Дэвид Финчер сделал на сегодняшний момент самую нетипичную для себя картину, которая настолько велика, как по технической составляющей, так и по внутреннему содержанию, что полностью оценить кино получится лишь некоторое время спустя, когда улягутся страсти, и пройдут необходимые пересмотры.
Отзыв против
Рекламщик, клипмейкер, человек, заведший в своем дебюте в непроходимые дебри одну из самых известных саг в истории кино, выведший жанр триллера на новую высоту, и сделавший один из главных фильмов 1990-х. Дэвид Финчер всегда снимал свое кино, которое зачастую сильно расходилось с представлениями студии о готовом продукте. Но еще ни одно из его творений не вызывало такого интереса со стороны поклонников.
Историю о человеке, родившимся стариком и молодевшим по ходу жизни, можно было представить в руках многих маститых режиссеров, но Финчер был бы в конце списка. Сделавший себе имя на триллерах, Дэвид взялся за постановку, по большому счету, драмы, отчасти мелодрамы, где, несмотря на фантастическую концепцию, картина пытается говорить со зрителем о серьезных вещах. Однако режиссер и сценарист представляют её в разных оттенках. Если для Эрика Рота важен главный герой и его жизнь, то Финчера больше увлекают мелкие детали. Уже с первых кадров становится ясно, что перфекцеонист и визуалист будет править балом: что не кадр, то картина маслом. Идеальная картинка, сочетающая в себе всё, что только возможно, в нужных местах затыкает дыры. И чем дальше время отсчитывает свой ход, тем сильнее становится перекос между сюжетной и визуальной составляющими: если сначала сценарист любуется своим героем, во всех подробностях освещая его жизнь; то в дальнейшем на арену выходит режиссер, который никак не может наиграться современными спецэффектами. А в концовке и вовсе действие срывается в галоп: сценаристу надо срочно заканчивать картину, а режиссеру уже откровенно скучно разбирать по винтикам современные технологии.
Во всей этой удивительной истории самым неинтересным персонажем оказывается сам Баттон: он не живет, он существует. Идут года, сменяются города и страны, молодеет Бенджамин, на Пите сидит всё та же искусственная маска, не выражающая эмоций и не позволяющая полюбить героя. В его жизни нет ничего удивительного: да, он молодеет, а не стареет, но даже этого никто не замечает. Можно, конечно, возразить, что в этой серости кроется намек на нашу жизнь, которая проходит незаметно как для нас, так и для окружающих. Но зачем тогда населять картину интереснейшими персонажами, которые могут рассказать истории намного захватывающие, чем сказ о Бенджамине Батоне. Слепой часовщик, капитан судна, негр, рассказывающий смешные истории, старик, в которого семь раз попадала молния… Все они выглядят живыми людьми. Их истории интересны, на них хочется чем-то быть похожим, и именно эти образы оседают в памяти после финальных титров.
В картине есть несколько неописуемых по красоте сцен — начиная от печальной истории часов через гениальнейшую «что если» к финальному монологу о жизни под красивый монтаж из различных уголков Азии — но все они больше похожи на короткометражки с законченный сюжетом. Они хороши сами по себе, но их красота и сюжетная завершенность идет во вред фильму, отвлекая внимание от основной сюжетной мысли. Подобные маленькие зарисовки с необычными персонажами в элегантной визуальной оболочке, не только немешающие фильму, а идущие ему на пользу, умеют снимать либо Жене, либо Бартон, но никак не Финчер.
Давным-давно кто-то сказал, что красота спасет мир. Она как раз и спасает «Бенджамина Баттона»: уж больно грандиозна и шикарна картинка. Поэтому форма — шикарно, остальное — не важно.