Джокер » 10 фев 2009, 20:09
«Подмена» с самого её релиза в конце октября прошлого года была в некоторой степени фильмом-загадкой. Потому что, казалось бы, как нельзя лучше подходящая для всевозможных наград и всеобщего признания история в итоге а) пролетела в прокате, б) не удостоилась ни одной главной номинации, кроме женской роли и в) заслужила позорный для подобного фильма критический рейтинг 52%. Загадка, что же могло быть не так с этим фильмом, не давала покоя все эти месяцы вплоть до сегодняшнего дня.
Да и что там – фильм вышел, был отсмотрен, а вопросов стало лишь едва меньше. Клинт Иствуд снова снял очень сильное кино, достойное мастера, и в этот раз даже не скатился к одноногим собачкам. Куда ни глянь – всё на вполне высоком уровне. Режиссура, как уже было сказано, замечательна, фильм затягивает в себя и смотрится на одном дыхании. Временной отрезок конца 20-х – начала 30-х воссоздан художниками-постановщиками до мельчайших деталей, придраться совершенно не к чему. В создании гнетущей безнадёжной атмосферы большую роль играет прекрасная операторская работа. Кроме того, я только на «Подмене» выяснил, что Иствуд не только замечательный режиссёр и актёр, но и талантливый композитор – его партитура к фильму очень хороша, а некоторые темы надолго откладываются в памяти.
В некоторой степени неуспех фильма можно объяснить двумя вещами – сценарием и актёрской игрой. Последняя в фильме замечательна, за одним небольшим нюансом – в фильме все до единого играют либо полностью положительных, либо полностью отрицательных персонажей. Анжелина Джоли будет искать сына до последнего, даже после финальных титров, и являет собой пример идеальной, на всё готовой и не теряющей надежду матери. Джон Малкович до конца будет вызывать уважение зрителя верой, убеждениями и несгибаемой силой духа. Джеффри Донован тоже - до самого конца будет лгать, увёртываться и вообще оставаться последним подонком, лишь бы уйти от заслуженного. Так и все остальные герои - если хорошие, то без тени отрицательности в характере, и наоборот. Я не скажу, что лично меня это не устраивало (да герои Джоли и Малковича другими вряд ли могли быть), но в случае с некоторыми персонажами эта однообразность действительно царапала глаз. И кому-то явно больше, чем мне.
Что же до сценария, то Джей Майкл Стражински, отлично написав первые две трети фильма, дальше явно не хотел так быстро закругляться, и вся финальная треть немного портит впечатление от фильма. По сути, единственное, что оправдывает эти 45 минут с их бесконечными судами, следствиями и приговорами – это жуткий, убедительный до дрожи в коленках образ маньяка-психопата, блестяще сыгранного Джейсоном Батлером Харнером. Его герой появляется в тот момент, когда большинство актёров уже явно устают, увядают, и буквально расцвечивает собой этот ненужный, по сути, фильму кусок хронометража. Серьезно, если бы не его герой и в особенности его совместные сцены с Джоли, фильм можно было бы заканчивать через полтора часа полёта без всяких последствий – все бы только выиграли. К тому же этот старый добрый прием по имени «ложный финал» ни одному фильму еще на пользу не пошел, а в «Подмене» таковых – штуки три, если не больше. Зато, опять же, когда настоящий финал этой мрачной истории всё-таки наступает, он открытый – и вот это как раз очень хорошо. Но прийти к этому финалу можно было и менее извилистым путём.
«Подмена» это ни в коем случае не плохое кино. Это отличная драма/триллер, новая сильная работа в резюме 78-летнего режиссёра, который, на радость нам, киноманам, еще долго не собирается уходить на покой. Здесь практически всё – на самом достойном уровне. А Академия, похоже, решила, что Иствуду уже воздала по заслугам и больше на премии его даже номинировать не собирается. Однако качества выпускаемых им фильмов это никак не отменяет.
Рекомендуется к просмотру. Наряду с «Дорогой перемен», один из самых недооценённых фильмов прошлого года.
Forget it Jake, it's Chinatown.