di-mon » 15 дек 2007, 15:52
Данные за 2007 имеем. Какую ситуацию они обрисовывают? И самое главное – когда же российский кинематограф выйдет на самоокупаемость, столь ожидаемую редактором. И выйдет ли при таком-то темпе…
Ну во-первых, как росло количество фильмов в прокате за последние 10 лет?
1998 – 30
1999 – 21
2000 – 22
2001 – 37
2002 – 39
2003 – 38
2004 – 50
2005 – 62
2006 – 56
2007 – 89
Возможно, данные по ранним годам не совсем точны, но уж какие нашел из официальной информации.
Эта тенденция дает нам прогноз на 2008 год 96 фильмов +/- конечно. Я заглянул на Кинорос – там как раз 95 лент на монтаже и еще куча в съемочном периоде.
Рост суммарных сборов в миллионах баксов за последние 10 лет
1998 – 0,683
1999 – 3,068
2000 – 3,092
2001 – 2,135
2002 – 6,531
2003 – 7,291
2004 – 32,535
2005 – 93,827
2006 – 104,674
2007 – 153,719
Прогноз на 2008 при сохранении такого роста – 200-202 лимона.
Рост средних сборов за картину, опять же в миллионах баксов
1998 – 0,023
1999 – 0,146
2000 – 0,141
2001 – 0,058
2002 – 0,167
2003 – 0,192
2004 – 0,651
2005 – 1,513
2006 – 1,869
2007 – 1,727
Опаньки… в этом году средние сборы упали.
Прогноз на 2008 год – 200/96=2,08 лимона. Нормально. Если интересно, почему так получилось, что в этом году средние сборы просели на 7%, то скажу утешительную весчь. Просто средние сборы за прошлый год оказались чуть выше расчетных. Премьеру несколько фильмов, собравших значительно меньше среднего, перенесли по всяким причинам с прошлого года на этот.
Ну и медиана, наконец. То бишь, сколько зарабатывал типичный, а не блокбастерный отечественный фильм. Тут уж, конечно, всё еще скромнее. Данные в тысячах баксов.
1998 – 18
1999 – 15
2000 – 35
2001 – 18
2002 – 31
2003 – 52
2004 – 72
2005 – 75
2006 – 234
2007 – 221
Прогноз на 2008 год – 302 тысячи.
Що ми маемо? Выходит ли рынок на самоокупаемость? Мелкими шагами – да. Но тут трудно проанализировать, так как нет данных о бюджетах фильмов. Можно только предполагать. Допустим, в среднем сделать российскую ленту стоит 1,5 миллиона. В среднем!!! Тогда для окупаемости рынка, средние сборы должны составить 3 лимона. То бишь, рынок должен увеличиться в 2 раза!!! Когда это произойдет, если суммарные сборы будут расти теми же темпами? По прикидкам – к 2015 году. И это мы не учитывали изменение стоимости бакса!!! А с ним, если он и дальше будет просидать, так нужно будет еще дополнительно несколько годков подождать. А какую сумму прогноз дает при этом росте? 736 лимонов!!! Реально ли такое? Ой, нет все-таки… Оно и понятно, рынок не будет расти такими бешеными темпами 10 лет. Уже года через 2-3 скорость сильно замедлится. И увы, это произойдет раньше достижения точки окупаемости.
А сколько фильмов к тому времени будут выпускать по этому прогнозу? 240!!! Ой, еще более нереально… И вот тут кроется надежда. Потому как сумма сборов практически не зависит от количества выпущенных фильмов, а в значительной степени зависит от других причин – медиана зарплаты, цены на билеты, расположение кинотеатров, реклама и пр. И вот если сборы будут расти опережающими темпами по отношению к количеству фильмов, тогда вожделенное время окупаемости рынка можно приблизить. И что из этого следует?
Во-первых, перестать ФАККу сорить деньгами направо и налево и давать их всем подряд, только бы увеличить количество фильмов. Вместо этого, финансировать те ленты которые действительно представляют ценность художественную, и те, у которых хорошие возможности сборов. Все остальные должны проходить мимо. Остальные – это типа Флэшки, беглянок, и прочей мишуры. На деньги, не данные подобным фильмам, строить кинотеатры ограниченного проката с продолжительным сроком проката. А не двумя неделями. И рекламировать эти кинотеатры. Потому что некоторые мои знакомые думают, что кроме Дозоров и Бумеров у нас ничего не снимается. В общем, стимулировать рост медианы сборов с 202 тысяч до хотя бы 500.
Во-вторых, количество перевести в качество – это уже к производителям и прокатчикам. Насыщение рынка по количеству названий не за горами. И единственное, что сохранит темпы роста сборов – увеличение прокатных копий. А для этого нужно стимулировать спрос, а не предложение. Скидками. Территориальной доступностью кинотеатров. Повышением качества продукции. И прочая. И тогда окупаемость придет даже раньше 2015 года.