Как я провёл этим летом
У Алексея Попогребского получилось предельно простое кино. Два человека в кадре и три - за кадром, одна далекая полярная станция, стоящий десятилетиями ветхий домишко, холодная природа Заполярья. Немного диалогов, самых простейших. Да они здесь почти и не нужны. История того, как он провел этим летом, рассказана внутренними метаниями, говорящими всё за себя выражениями лиц, любовным вниманием к деталям, статичными и бесконечно прекрасными кадрами, раз от раза наигрывающей за кадром одной и той же простенькой мелодией. Всё это определенно роднит фильм Попогребского с прошлогодним дебютом Дункана Джонса, только здесь вместо Луны - Заполярье, вместо передачи топлива - передача метеоданных, а вместо одного человека - два. Разных поколений, взглядов, убеждений и характеров - в одной предельно герметичной обстановке полярной станции. И следовательно, есть конфликт.
Он тоже - нехитрый, как и всё в этом фильме. Достаточно лишь одного поступка, а точнее, отказа сделать таковой, чтобы началась неудержимая цепная реакция и положение быстро стало безвыходным, даже смертельным. И то, что Попогребский по образованию психолог и писал сценарий именно как таковой, покажется здесь как плюсом, так и минусом. Вам самим придется выбирать, логичны действия героев или нет, и насколько, и натужна ли и вымучена драматургия. Да режиссер и сам не собирается вставать на одну или другую сторону. Ведь как очевидно из почти непредсказуемого развития событий и фактического отсутствия драматического катарсиса - Попогребский на деле снимает отнюдь не про столкновение поколений и угрожающе однообразную работу полярников, способную свести с ума, но про саму загадочную человеческую душу. Про то, как любой человек и в реальной жизни в определенных условиях способен поступить как ему угодно. И отнюдь не факт, что его действиями будет руководить железная логика.
Здесь напряженный триллер ни на секунду не замещает драму, а мейнстрим не замещает артхаус - и наоборот. Всё это мирно сосуществует, являясь в итоге весьма крепким и достойным образчиком жанрового кино, которое, оказывается, у нас всё-таки еще хотят - и главное, умеют - хорошо снимать. Попогребскому, Павлу Костомарову, Сергею Пускепалису и - особенно, да - Григорию Добрыгину мои персональные аплодисменты. Очевидно, должно выйти такое кино, как "Как я провёл этим летом", чтобы вера в отечественное кино медленно, но верно начала возвращаться. Об одном жалеешь после просмотра - на Оскар эти уроды все равно отправят Михалкова.