Идущий » 21 дек 2008, 18:07
В поисках капитана Гранта: Мечта о настоящем Человеке
«Когда человек попадает в исключительные условия, и небо посылает ему одно испытание за другим, и даже силы природы восстают против него, это всегда самое трудное: сохранить право называться человеком».
«Поздравляю, мой друг, Вы открыли новый тип героя. Его нет пока в реальной жизни, но в него веришь, ему хочется подражать. А это значит, он объявится и в действительности».
«Мы должны показать этим дикарям, как умеют умирать шотландцы».
цитаты из фильма
В который раз пересматривая бессмертное творение Говорухина, снова и снова убеждаюсь, что это идеальный приключенческий сериал. Хорошее приключенческое кино, конечно, не редкость для советского кинематографа, а скорее, закономерность, ведь кроме этого фильма есть еще гардемарины, мушкетеры, сердца трех и не только трех, а гораздо большего числа отважных и благородных персонажей.
Феномен этого сериала в том, что он вместил в себя не только все то, за что мы любим приключенческое кино, но и то, за что мы ценим кино в принципе.
Мы любим приключенческое кино, в основу которого положены интересная идея и хороший сценарий. Чем и отличился Станислав Говорухин, взявшись за «Дети капитана Гранта» Жюля Верна. Беспроигрышный вариант – переработать один из самых «приключенческих» романов писателя, добавив в киновариант экшна и напряженности. Те, кто еще помнит со школьных лет содержание романа, знают, что в оригинале никаких приключений «а ля вестерн» в Южной Америке не было, ровно как и путешествия на плоту из Австралии в Новую Зеландию. Однако, Говорухину прекрасно удалось передать дух романа, благородство и необыкновенную стойкость его героев.
Мы любим приключенческое кино, в котором играют настоящие актеры, ведь приключенческое кино – это герои, в которых веришь и за которых по-настоящему переживаешь. Николаю Еременко младшему прекрасно удался лорд, Гостюхину – именного того майора, что описан в романе, шотландца до мозга костей, невозмутимого и непоколебимого. Кроме того, фильму несказанно повезло и с замечательным эстонским актером Лембитом Ульфсаком, сыгравшим Жака Паганеля, одного из самых ярких персонажей Верна, представляющих ученую братию. Актерские работы – несомненный успех фильма.
Мы любим приключенческое кино за экшн. В фильме Говорухина есть не просто приключения. На южноамериканском континенте мы увидели вестерн, где плохие парни охотятся за индейским золотом – погони на лошадях, перестрелки и драки прилагаются. В Австралии мы противостояли беглым каторжникам, в Новой Зеландии – скрывались от людоедов на вершине действующего вулкана. Добавьте сюда замечательную музыку Исаака и Максима Дунаевского и Игоря Кантюкова, сумевшую подчеркнуть как все драматические и напряженные моменты, так и настроение фильма в целом и вы поймете, о чем речь.
И наконец, мы любим приключенческое кино, если верим в то, что происходит на экране. Зная о том, что основные съемки происходили в Болгарии и Крыму, мы все же переносимся в Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, переходим через Анды и переплываем океаны…
И все же это не самое главное. То есть, все это, безусловно, должно присутствовать в фильме, чтобы уложить в нужную нам форму достойное содержание. Однако, есть и то, за что мы ценим любое кино, не только приключенческое.
Мы ценим кино, если у создателей была Сверхзадача. Она может быть простой или сложной, стандартной или оригинальной, но это именно то, что отличает Кино с большой буквы от просто кино. А у этого фильма именно та Сверхзадача, которая должна быть у приключенческого кино. Это та самая мечта о настоящем человеке, которую Говорухину удалось в полной мере перенести на экран. Его герои настолько же живые и настоящие, насколько они придуманы от первого до последнего поступка. Они действуют и говорят так, как никто и никогда не поступал и не говорил. Но делают это так, что хочется верить. На то время, пока не исчезнет с экрана последний кадр, веришь, что такие честные, благородные, свободные духом люди существуют на самом деле. И именно в последнем кадре создатели фильма выразили эту веру: писатель воочию увидел своих героев.
Прелесть такого кино в том, что оно рождается очень редко. А сейчас такое кино снять почти невозможно. Наверное, чтобы снимать так, надо верить в то, о чем снимаешь. Верить до конца. Или хотя бы до того момента, пока не будет произнесена фраза: «Съемки окончены». В этом мире это так трудно – поверить в человека. Но еще труднее им оставаться. И, может быть, как когда-то Жюль Верн пытался изменить мир к лучшему, в чем-то это получилось и у создателей экранизации.
Пусть кино будет разным. И мечта о настоящем Человеке когда-нибудь сбудется.
/Идущий/
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе