Идущий » 15 фев 2009, 18:30
Королева Марго: Закат уходящего жанра
В начале 90-х годов в журнале «Пионер» появилась краткая заметка о том, что Сергей Жигунов намеревается начать съемки многосерийного фильма по мотивам романов Александра Дюма «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», в котором главные роли исполнят он сам и его товарищи по «Гардемаринам». Тогда было трудно предположить, что получится в итоге: начинались смутные времена, а кино доживало свои последние деньки. Следовало бы предположить, что этот фильм не увидит свет.
Но он увидел. В 1997 году, в самый разгар смутных времен, когда по ТВ шли только зарубежные фильмы, на экраны страны вышел великолепный сериал «Королева Марго». Фильм удивлял обилием на главных и второстепенных ролях замечательных актеров, и не меньше удивлял теми живыми образами, которые были этими актерами созданы. Кроме главных героев, сыгранных гардемаринами всея Советского Союза Сергеем Жигуновым и Дмитрием Харатьяном, в фильме много ярких персонажей. Роль королевы Маргариты блестяще исполнила Евгения Добровольская, ее брата, Карла Девятого Валуа, бесхарактерного и обремененного властью монарха – Михаил Ефремов, Дмитрию Певцову досталась роль честолюбивого Генриха Наварского. Одной из самых сильных фигур стал мэтр Рене, придворный лекарь и астролог, по-настоящему запоминающаяся роль Сергея Юрского на постсоветском экране, а Екатерина Васильева создала образ сильной и коварной Королевы-Матери, Екатерины Медичи, всю жизнь боровшейся за сохранение на троне династии Валуа и ослепленной этой борьбой настолько, чтобы погубить собственного сына. Кроме того, мы увидим и других персонажей, которых сыграли такие талантливые актеры, как Николай Караченцов, Михаил Боярский, Вера Сотникова, Владимир Ильин, Борис Клюев, Армен Джигарханян.
Но еще одним достоинством фильма стало то, что этот фильм воплотил в себе. Он стал последним гимном уходящей эпохи авантюрно-приключенческого кино. Конечно, после него будет еще и великолепная «Графиня де Монсоро», но она станет только завершающим аккордом этого гимна.
Удивительным образом создателям фильма удалось оживить романы Дюма в формате сериала. И самое главное, что им удалось, так это передать тот дух обреченности, которым наполнен первый роман. Если «Графиня де Монсоро» представляет собой роман о любви, которую не может омрачить никакой печальный финал: его персонажи сумели налюбиться и насладиться жизнью вдоволь, прежде чем им удалось с честью отдать свои жизни, то «Королева Марго» – совершенная ему противоположность. Он до краев наполнен обреченностью, что еще более усилилось в фильме. С самого начала мы знаем о печальной судьбе главных героев, неоднократно предрекаемой им. И с самого начала мы понимаем, что налюбиться им не придется. Главные герои, ушедшие на плаху из-за своего непомерного благородства и верности, по иронии судьбы были сыграны теми самыми актерами, что еще недавно скакали по полям, исполняя песни о том, как здорово быть вместе, жить и любить. И это так резонировало с тем, что происходит в стране, в кино, и в жанре, что гибель главных героев казалась еще более трагичной и необратимой. Они мало дрались на шпагах, больше мучились от неразделенной любви, чтобы от той любви и погибнуть. Вместе с ними умерла последняя надежда на то, что возвращение прежних мушкетеров и гардемаринов возможно.
Фильм «Графиня де Монсоро», последовавший чуть позже, только усилил ощущение того, что мы смотрим последние произведения в этом жанре. Его героев тоже ждала незавидная судьба, но они, в отличие от героев «Королевы Марго», как раз таки дрались до конца. И все равно проиграли.
Пусть кино будет разным. А мы снова вернемся туда, где однажды были, при помощи кино, которое уже не повторится.
Идущий
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе