Phantom » 02 фев 2006, 00:36
I love this movie. I thank God for every fucking second he gave me in the cinema, oorah!
Шэйн Блэк – один из немногих людей, которые стопроцентно попадают под категорию «пришел, увидел, победил». Уже его первый сценарий произвел настоящий фурор, впоследствии воплотившись в небезызвестное «Смертельное оружие». На его счету до недавнего времени значилось всего шесть работ, но этого оказалось более чем достаточно, чтобы получить звание одного из основателей экшн-фильмов и бадди-муви в том виде, в котором они сейчас существуют. Попутно, своей третьей работой он поставил абсолютный рекорд по сумме гонорара, выплаченного за один сценарий. Пять лет спустя он снова станет самым высокооплачиваемым голливудским сценаристом.
Работы Блэка – настоящие шедевры сценарного искусства. Их безумно интересно и весело читать. Вот только всегда возникала проблема их адекватного переноса на кинопленку. На мой взгляд, в наибольшей степени к этому приблизился «Последний бойскаут», во многом благодаря Брюсу Уиллису. Остальные фильмы, снятые по сценариям Блэка, представляют золотой пантеон жанра «экшн», но в значительной степени уступают тому, что было написано на бумаге.
Вернувшись в большой бизнес, Шэйн Блэк решил не доверять абы кому перенос своего нового детища на киноэкран, а самолично взялся за выполнение режиссерских обязанностей.
Шэйн не стал изобретать велосипед и снял фильм в жанре, который ему знаком, как никому другому – бадди-муви. Как и положено, в фильме сойдутся вместе два абсолютно непохожих друг на друга человека. В «Поцелуе навылет» данный принцип доведен до абсурда: перед нами два самых странных персонажа за всю историю подобных картин: частный детектив, по совместительству консультант на съёмках фильмов, к тому же, вроде как, гей; мелкий воришка, случайно попавший на актерские пробы и заполучивший одну из главных ролей в грядущем фильме, к тому же, вроде как, “полный идиот” (с).
Блэк затащил в свой фильм двух актеров, дни славы которых остались далеко позади. Но после «Поцелуя навылет» можно смело сказать, что Килмер и Дауни идут правильной дорогой по восстановлению своей карьеры. Химия между двумя главными героями, столь необходимая для бадди-муви, здесь присутствует в изрядном количестве. Два абсолютно разных актера, две абсолютно разные роли, а в итоге – великолепнейший дуэт.
Роберт Дауни мл. сыграл того самого горе-неудачника, мелкого воришку Гарри Локхарда. Сыграть идиота-бедоносца, который сам понимает, что он причина всех неудач окружающих его людей, дело нелегкое. Дауни великолепно справился с ролью, доказав, что он отличный комедийный актер: его Гарри весь фильм ходит с серьезным выражением лица, но при этом попадает в самые идиотские ситуации.
Вэл Килмер, с одной стороны, - это воплощение столь знакомой концепции «большого крутого парня», но с другой стороны – данная концепция гипертрофирована до немыслимых пределов. Крутой парень, волк-одиночка… и при этом гей? Как это не странно – да. Вернее, не гей, а метросексуал, активно косящий под гея. Почему? Да потому что просто имя нравится – Гей Перри. Вэл филигранно исполнил свою роль, отбросив в сторону обычные стереотипы, изображения геев на киноэкранах.
Мишель Монахэн исполнила главную женскую роль – Хармони, бывшая школьная любовь Гарри. Хармони – настоящая девушка мечты: умная, красивая, веселая, забавная, нескучная, уверенная в себе… И в то же время в ней есть неуловимое качество девушки по соседству. Это не та девчонка с обложки, о встречи с которой можно даже не мечтать, Хармони – девушка, которую можно совершенно случайно встретить на улице. Монахэн и Дауни составили великолепную пару, смотреть на которую крайне приятно.
В «Поцелуе навылет» Блэк замешал ядреннейший коктейль из столь разных жанров, что определить жанровую принадлежность картины будет ой как не просто. На российских афишах красуется надпись «криминальный триллер». Да, это криминальный триллер, но лишь на небольшую долю. А еще здесь есть много места для комедии, немного для экшна, достаточно для нуара, и самое главное – для детективной истории. Шэйн Блэк сплел клубок из многочисленных жанров, что в будущем заставит владельцев кинопрокатов немало поломать голову над тем, в какую секцию определить данный фильм.
Завязка фильма довольно проста – парень попадает в Голливуд, ему определяют частного детектива для лучшего понимания роли, попутно, главный герой встречает свою школьную любовь… Но уже к концу первой трети картины добавятся несколько сюжетных линий, на первый взгляд абсолютно не пересекающихся между собой. Это как в детективе о Джоне Госсамере. Он всегда ввел два дела сразу, которые в конечном итоге тесно переплетались между собой. Так и в фильме – все сюжетные линии свяжутся в концовке в тугой единый узел. Некоторые возразят, что сюжет фильма не внятен и малопонятен. Это абсолютно не так. Просто-напросто, «Поцелуй навылет» – картина из той породы фильмов, которые заставляют шевелить мозгами: запоминать многочисленные имена и не упускать из виду ни одной детали.
Юмор в фильме условно можно поделить на три категории: диалоги, отдельные реплики и специфические ситуации. Каждая из этих составляющих поразительно хороша. Диалоги, как и всегда у Блэка, прописаны просто идеально. Это снова те самые диалоги – саркастические, веселые, интересные, немного хулиганские, и безумно смешные. Отдельные реплики, которые отпускают персонажи фильма в адрес друг друга, достойны особой похвалы. Если их также придумал Блэк, то это в очередной раз подтверждает его гениальность. Если это была импровизация Дауни и Килмера, то им смело можно уходить в комедийный жанр. В фильме также присутствует комедия положений. Герои фильмы довольно часто попадают в совершенно неожиданные, а порой идиотско-абсурдные ситуации, которые не могут не вызвать улыбки у зрителя.
Говоря о юморе в целом, стоит признать, что у Блэка вышла довольно черная комедия, в определенных моментах которой юмор становится чернее черного. Чего стоят только приключения отрубленного пальца! Но Блэк прекрасно чувствует грань между черной комедией и чернухой, не позволяя себе скатиться в последнюю.
Блэк не забыл посмеяться и над Голливудом, особенно это заметно в первые десять минут. Режиссер прекрасно показал голливудскую мечту – кто угодно может заполучить одну из главных ролей в крупной студийной постановке. Для этого лишь нужно оказаться в нужное время в нужном месте. При этом, тебе может быть уже под сорок, а о курсах актерского мастерства ты никогда не слышал. Но в то же время Лос-Анджелес переполнен либо актерами и актрисами, которым уже по тридцать пять, и которые не добились пока еще абсолютно ничего; либо молодыми старлетками, быстро отвечающими на вопрос о роде занятий – снимаюсь в кино, не уточняя, правда, в каком именно.
Лос-Анджелес предстал перед нами вечно не спящим городом, в котором жизнь начинается с заходом солнца и продолжается до поздней ночи. Майкл Баррет окрасил весь фильм в оттенки неоновой рекламы, сделав тем самым город ярким и запоминающимся, где ни на минуту не прекращаются бесконечные вечеринки.
После почти десятилетнего добровольного изгнания Шэйн Блэк вернулся в большое кино. Вернулся ярко и эффектно. Вернулся с главным киноманским фильмом последних лет. Вернулся с фильмом в жанре, который ему так хорошо знаком, и в то же время он снял картину, которая во многом смеется над его предыдущими работами и над жанром, созданию которого он приложил непосредственное участие.
Not bad for... a human.